Кодекс профессиональной этики

Кодекс профессиональной этики

православного врача

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Взаимоотношения  «врач и пациент»

Раздел III. Взаимоотношения медицинских работников («врач и врач»)

Раздел IV. Врач и научно-исследовательская деятельность 

Раздел V. Врач и общество.

Раздел I. Общие положения

 1.1. Православный врач  – это врач-профессионал православного исповедания, который осознает христианский смысл болезней и здоровья человека и важность своего призвания, направленного на сохранение жизни.

1.2. В своей работе православный врач руководствуется  Священным Писанием, принятыми на Архиерейских Соборах Русской Православной Церкви документами —  «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основы учения Русской Православной Церкви о   достоинстве, свободе и правах человека» и традиционными для врачебного христианского сообщества моральными нормами.

1.3. Православный врач посвящает свою жизнь  воплощению идеалов милосердия, сострадания, любви и служению страждущему человеку.

1.4. Профессиональная работа православного врача требует постоянного самосовершенствования, повышения уровня своих медицинских знаний, умений и врачебного мастерства ради спасения и самоотверженного служения на благо человека.

Раздел II. Взаимоотношения  «врач и пациент»

2.1. Отношение православного врача  к пациенту изначально ориентировано на помощь,  поддержку пациента и заботу  о нем.

2.2. Православный врач готов к оказанию медицинской помощи в различных обстоятельствах, любому  нуждающемуся с одинаковым старанием и терпением независимо от его благосостояния, социального положения, возраста, национальности, вероисповедания и убеждений.

2.3. Православный врач  направляет лечение больных к их пользе, соблюдая их права и интересы, не разглашая  доверенные сведения даже после их смерти.

2.4. Православный врач уважает честь и достоинство пациента, проявляет доброжелательное и терпеливое отношение к нему и его близким.

2.5. Православный врач  не  участвует  в действиях, связанных с преднамеренным лишением жизни пациента, даже по его просьбе или просьбе его близких.

2.6. Православный врач оказывает  нравственную поддержку пациенту, находящемуся при смерти, облегчая физические и духовные страдания умирающего.

2.7. Православный врач содействует и заботится  о предоставлении пациенту духовной поддержки со стороны  священнослужителя.

2.8. Православный врач, не отказывая больному в помощи, вправе не проводить  тех видов медицинского вмешательства, которые противоречат его нравственным принципам.

2.9.  Православный врач может  работать в лечебных учреждениях разных форм финансирования. В своей профессиональной деятельности он исходит из традиций христианского безвозмездного врачевания (Мф. 10, 8) и значения благодарности со стороны больного (Лк. 5,14: 18,43).

2.10. Православный врач не вправе препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому специалисту.

Раздел III. Взаимоотношения медицинских работников

3.1. Православный врач поддерживает своими  силами честь и благородные традиции отечественной медицины и медицинского сообщества. 

3.2. Православный врач с благодарностью и уважением относится  к   своим учителям, помогает им в их делах и нуждах.

3.3. Православный врач строит свои отношения с коллегами в соответствии с Евангельскими заповедями об отношении к ближним.

3.4. Критика православным врачом действий коллег должна быть доброжелательной, конструктивной и определяться защитой интересов больного.

3.5. Православный врач бескорыстно передает свои знания, умения и опыт врачевания коллегам и ученикам.

3.6. Православный врач анализирует врачебные ошибки доброжелательно и беспристрастно.

3.7. Православный врач в интересах больного обращается за советом к товарищам по профессии и сам  не отказывает им в совете и помощи.

Раздел IV. Врач и научно-исследовательская деятельность

4.1. Православный врач добросовестно изучает медицинские науки и способствует их развитию.

4.2. Православный врач  никогда не будет использовать свои научные знания в ущерб здоровью и безопасности пациента и (или) общества.

4.3. Православный врач полагает, что интересы науки и общества не могут превалировать над интересами  человека.

4.4. Православный врач не должен участвовать в медицинских экспериментах или клинических испытаний лекарственных средств с участием человека без получения его добровольного  согласия.

4.5. Православный врач не применяет биомедицинские технологии без достаточных оснований и соблюдения баланса вреда и пользы новых методов, которые нарушают моральные нормы и принципы христианской этики.

Раздел V. Врач и общество.

5.1. Деятельность православного врача  осуществляется в обществе, в интересах человека и на благо общества.

5.2. Православный врач осознает, что его служение  непосредственно связано с вопросами, от решения которых зависит доверие общества к врачебному сообществу, стабильность моральных отношений в обществе, безопасность человеческой жизни.

5.3. Деятельность православного врача определяется христианской этикой и действующим законодательством страны. В случаях, когда законодательство вступает в противоречие с христианскими моральными принципами, врачи должны  действовать таким образом, чтобы изменить закон, так как традиционные моральные ценности профессиональной этики, непосредственно связанные с христианской моралью, значительнее, чем принимаемые действующими законодателями правовые нормы. В обществе закон и мораль не должны противоречить друг другу.

5.4. Православный врач должен осознавать свою ответственность перед  обществом по вопросам общественного здоровья.

Если состояние пациента представляет угрозу для окружающих, и может нанести вред  безопасности общества, то лечение применяется с учетом интересов окружающих, с уведомлением об этом пациента и подробным согласованием, или в соответствии и законом.

5.5.  Православный врач, понимая важность патологоанатомических исследований, не допускает пренебрежительного отношения  к мертвому телу и надругательству над ним.

5.6. Православный врач имеет моральное право не участвовать в изъятии органов и (или) тканей с целью их трансплантации после смерти человека при отсутствии его прижизненного согласия в соответствии с его религиозными и моральными убеждениями.

5.7. Учитывая роль врача в обществе, православный врач должен принимать посильное участие в преодолении  таких социальных явлений, как  насилие в семье, жестокое обращение с детьми и пожилыми людьми. Православный врач не должен участвовать в действиях, унижающих достоинство человека.

5.8. Православный врач имеет моральное право отказаться от проведения операции по прерыванию беременности и стерилизации пациентов в соответствии со своими религиозными и моральными убеждениями, даже в условиях легальности этих медицинских вмешательств в национальном законодательстве.

5.9. Православный врач имеет моральное право не участвовать в процедурах, связанных с искусственным оплодотворением  в соответствии со своими религиозными и моральными убеждениями, даже в условиях легальности этих медицинских вмешательств в национальном законодательстве.

5.10. Православный врач должен осознавать свою ответственность в действиях, связанных с геномом человека. Генная терапия применяется с учетом интересов пациентов и его родственников, с подробным согласованием всех заинтересованных сторон, исключительно в терапевтических целях, исключая какие-либо евгенические задачи.

5.11. Православный врач обязан хранить свою профессиональную независимость, участвуя в экспертизах, судах,  консилиумах, комиссиях, консультациях, и отклонять попытки административного, политического, силового давления при оказании помощи заключенным, военнослужащим, руководителям высшего ранга, прибегая к юридической и общественной защите.

Деятельность православного врача понимается как служение и определяется целями сохранения человеческой жизни, профилактики заболеваний и  обеспечения доступной и полноценной медицинской помощи.   

            Кодекс профессиональной этики православного врача принимается свободно и исполняется по совести и с достоинством.