Общество православных врачей Республики Карелия
Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф. 5,16)
Кодекс профессиональной этики
Кодекс профессиональной этики
православного врача
Раздел I. Общие положения
Раздел II. Взаимоотношения «врач и пациент»
Раздел III. Взаимоотношения медицинских работников («врач и врач»)
Раздел IV. Врач и научно-исследовательская деятельность
Раздел V. Врач и общество.
Раздел I. Общие положения
1.1. Православный врач – это врач-профессионал православного исповедания, который осознает христианский смысл болезней и здоровья человека и важность своего призвания, направленного на сохранение жизни.
1.2. В своей работе православный врач руководствуется Священным Писанием, принятыми на Архиерейских Соборах Русской Православной Церкви документами — «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» и традиционными для врачебного христианского сообщества моральными нормами.
1.3. Православный врач посвящает свою жизнь воплощению идеалов милосердия, сострадания, любви и служению страждущему человеку.
1.4. Профессиональная работа православного врача требует постоянного самосовершенствования, повышения уровня своих медицинских знаний, умений и врачебного мастерства ради спасения и самоотверженного служения на благо человека.
Раздел II. Взаимоотношения «врач и пациент»
2.1. Отношение православного врача к пациенту изначально ориентировано на помощь, поддержку пациента и заботу о нем.
2.2. Православный врач готов к оказанию медицинской помощи в различных обстоятельствах, любому нуждающемуся с одинаковым старанием и терпением независимо от его благосостояния, социального положения, возраста, национальности, вероисповедания и убеждений.
2.3. Православный врач направляет лечение больных к их пользе, соблюдая их права и интересы, не разглашая доверенные сведения даже после их смерти.
2.4. Православный врач уважает честь и достоинство пациента, проявляет доброжелательное и терпеливое отношение к нему и его близким.
2.5. Православный врач не участвует в действиях, связанных с преднамеренным лишением жизни пациента, даже по его просьбе или просьбе его близких.
2.6. Православный врач оказывает нравственную поддержку пациенту, находящемуся при смерти, облегчая физические и духовные страдания умирающего.
2.7. Православный врач содействует и заботится о предоставлении пациенту духовной поддержки со стороны священнослужителя.
2.8. Православный врач, не отказывая больному в помощи, вправе не проводить тех видов медицинского вмешательства, которые противоречат его нравственным принципам.
2.9. Православный врач может работать в лечебных учреждениях разных форм финансирования. В своей профессиональной деятельности он исходит из традиций христианского безвозмездного врачевания (Мф. 10, 8) и значения благодарности со стороны больного (Лк. 5,14: 18,43).
2.10. Православный врач не вправе препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому специалисту.
Раздел III. Взаимоотношения медицинских работников
3.1. Православный врач поддерживает своими силами честь и благородные традиции отечественной медицины и медицинского сообщества.
3.2. Православный врач с благодарностью и уважением относится к своим учителям, помогает им в их делах и нуждах.
3.3. Православный врач строит свои отношения с коллегами в соответствии с Евангельскими заповедями об отношении к ближним.
3.4. Критика православным врачом действий коллег должна быть доброжелательной, конструктивной и определяться защитой интересов больного.
3.5. Православный врач бескорыстно передает свои знания, умения и опыт врачевания коллегам и ученикам.
3.6. Православный врач анализирует врачебные ошибки доброжелательно и беспристрастно.
3.7. Православный врач в интересах больного обращается за советом к товарищам по профессии и сам не отказывает им в совете и помощи.
Раздел IV. Врач и научно-исследовательская деятельность
4.1. Православный врач добросовестно изучает медицинские науки и способствует их развитию.
4.2. Православный врач никогда не будет использовать свои научные знания в ущерб здоровью и безопасности пациента и (или) общества.
4.3. Православный врач полагает, что интересы науки и общества не могут превалировать над интересами человека.
4.4. Православный врач не должен участвовать в медицинских экспериментах или клинических испытаний лекарственных средств с участием человека без получения его добровольного согласия.
4.5. Православный врач не применяет биомедицинские технологии без достаточных оснований и соблюдения баланса вреда и пользы новых методов, которые нарушают моральные нормы и принципы христианской этики.
Раздел V. Врач и общество.
5.1. Деятельность православного врача осуществляется в обществе, в интересах человека и на благо общества.
5.2. Православный врач осознает, что его служение непосредственно связано с вопросами, от решения которых зависит доверие общества к врачебному сообществу, стабильность моральных отношений в обществе, безопасность человеческой жизни.
5.3. Деятельность православного врача определяется христианской этикой и действующим законодательством страны. В случаях, когда законодательство вступает в противоречие с христианскими моральными принципами, врачи должны действовать таким образом, чтобы изменить закон, так как традиционные моральные ценности профессиональной этики, непосредственно связанные с христианской моралью, значительнее, чем принимаемые действующими законодателями правовые нормы. В обществе закон и мораль не должны противоречить друг другу.
5.4. Православный врач должен осознавать свою ответственность перед обществом по вопросам общественного здоровья.
Если состояние пациента представляет угрозу для окружающих, и может нанести вред безопасности общества, то лечение применяется с учетом интересов окружающих, с уведомлением об этом пациента и подробным согласованием, или в соответствии и законом.
5.5. Православный врач, понимая важность патологоанатомических исследований, не допускает пренебрежительного отношения к мертвому телу и надругательству над ним.
5.6. Православный врач имеет моральное право не участвовать в изъятии органов и (или) тканей с целью их трансплантации после смерти человека при отсутствии его прижизненного согласия в соответствии с его религиозными и моральными убеждениями.
5.7. Учитывая роль врача в обществе, православный врач должен принимать посильное участие в преодолении таких социальных явлений, как насилие в семье, жестокое обращение с детьми и пожилыми людьми. Православный врач не должен участвовать в действиях, унижающих достоинство человека.
5.8. Православный врач имеет моральное право отказаться от проведения операции по прерыванию беременности и стерилизации пациентов в соответствии со своими религиозными и моральными убеждениями, даже в условиях легальности этих медицинских вмешательств в национальном законодательстве.
5.9. Православный врач имеет моральное право не участвовать в процедурах, связанных с искусственным оплодотворением в соответствии со своими религиозными и моральными убеждениями, даже в условиях легальности этих медицинских вмешательств в национальном законодательстве.
5.10. Православный врач должен осознавать свою ответственность в действиях, связанных с геномом человека. Генная терапия применяется с учетом интересов пациентов и его родственников, с подробным согласованием всех заинтересованных сторон, исключительно в терапевтических целях, исключая какие-либо евгенические задачи.
5.11. Православный врач обязан хранить свою профессиональную независимость, участвуя в экспертизах, судах, консилиумах, комиссиях, консультациях, и отклонять попытки административного, политического, силового давления при оказании помощи заключенным, военнослужащим, руководителям высшего ранга, прибегая к юридической и общественной защите.
Деятельность православного врача понимается как служение и определяется целями сохранения человеческой жизни, профилактики заболеваний и обеспечения доступной и полноценной медицинской помощи.
Кодекс профессиональной этики православного врача принимается свободно и исполняется по совести и с достоинством.
[…] Кодекс профессиональной этики […]
+