Общество православных врачей Республики Карелия
Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф. 5,16)
Экстракорпоральное оплодотворение
Экстракорпоральное оплодотворение: медицинские и нравственные аспекты
Автор: Мордвинцева Светлана Леонидовна
Вспомогательные репродуктивные технологии — это комплекс методов преодоления бесплодия, при которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма.
К ВРТ относятся:
— Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)
— Инъекция сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки (ИКСИ)
— Рассечение оболочки эмбриона (хетчинг)
— Донорство половых клеток
— Суррогатное материнство
— Искусственная инсеминация
Под термином “искусственное оплодотворение” подразумеваются 2 разные медицинские процедуры – искусственная инсеминация (внутриматочная инсеминация) и экстракорпоральное оплодотворение.
История развития ЭКО
Попытки оплодотворения методом ЭКО предпринимались с 1965г. Основоположниками ЭКО считаются британские ученые – эмбриолог Роберт Эдвардс и гинеколог Патрик Стептоу.
В 1978г в Великобритании родился первый ‘’ребенок из пробирки”.
В 1983г в Австралии (университет Монаш, Мельбурн) впервые использовано донорство яйцеклеток: получена беременность у пациентки с удаленными яичниками; первая беременность в результате переноса замороженных эмбрионов.
1984г – первое законодательство, регулирующее ЭКО и исследование эмбрионов человека, принято в США.В США родился первый ребенок от суррогатной матери.
1986г – родился первый “ребенок из пробирки” в России.
1995г- В Харькове родился первый ребенок от суррогатной матери. «Суррогатной» матерью стала женщина, успешно выносившая ребенка собственной дочери, страдавшей врожденным отсутствием матки, став, таким образом, и мамой и бабушкой одновременно.
В 1998г – рождены первые дети от мужчин, страдающих немозаичным синдромом Клайнфельтера, благодаря методике ИКСИ (сперматозоиды получают с помощью пункции яичка или придатка яичка, и затем вводятся в яйцеклетку).
2010г — Присуждена Нобелевская премия в области физиологии и медицины профессору Роберту Эдвардсу (эмбриолог) за разработку метода ЭКО.
2015г — Парламент Великобритании разрешил внедрение технологии рождения ребенка от трех родителей. Новая техника экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) подразумевает так называемый дизайн яйцеклетки или эмбриона человека перед переносом в матку. После этапа оплодотворения «в пробирке» из яйцеклетки женщины извлекают ядро, в котором находится ядерная ДНК обоих родителей. Его переносят в яйцеклетку другой женщины. Получается, что плод начинает развиваться в окружении генов «чужой женщины». В результате ребенок унаследует генотип от троих людей.
Статистика
Частота бесплодных браков в России и других европейских странах составляет в среднем 15-20%.
ЭКО в настоящее время — ведущий метод лечения трубного бесплодия.
ЭКО стало рутинной процедурой, производимой десяткам тысяч человек в год.
В России ЭКО проводится в Федеральных учреждениях по линии обязательного медицинского страхования (ОМС) или в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП).
ЭКО по ОМС проводится в 80 медицинских центрах в разных регионах России.
1-2% детей в России сегодня рождаются с помощью ЭКО.
Президент Российской Ассоциации Репродукции Человека (РАРЧ), директор Международного центра репродуктивной медицины, профессор Владислав Корсак: «По количеству ЭКО мы на третьем месте в мире. На первом месте Франция, на втором Германия».
Беременность в результате ЭКО после первой процедуры наступает в 30-35% случаев и в 80% случаев после третьей.
Варианты ЭКО
-) Стандартный метод ЭКО
-) ЭКО с применением ИКСИ
-) ЭКО с использованием донорских половых клеток (мужских, женских)
-) ЭКО с участием суррогатной матери
-) ЭКО с предимплантационной генетической диагностикой эмбрионов
-) Криоконсервация эмбрионов, половых клеток
-) Хирургические методы получения сперматозоидов при обструктивной форме азооспермии (TEZA,PEZA)
Этапы ЭКО
1. Отбор и обследование пациентов
2. Индукция суперовуляции
3. Пункция фолликулов
4. Инсеминация ооцитов и культивирование эмбрионов
5. Перенос эмбрионов в полость матки
6. Поддержка лютеиновой фазы после переноса эмбрионов в полость матки
7. Диагностика беременности ранних сроков.
1. Отбор и обследование пациентов
Показания для проведения ЭКО – бесплодие, не поддающееся терапии, вероятность преодоления которого с помощью ЭКО выше, чем с помощью других методов.
Противопоказания:
— Соматические и психические заболевания, при которых противопоказано вынашивание беременности
— Врожденные пороки развития или приобретенные деформации полости матки, при которых невозможна имплантация эмбрионов или вынашивание беременности
— Опухоли яичников
— Гиперпластические процессы эндометрия
— Доброкачественные опухоли матки, требующие оперативного лечения
— Острые воспалительные заболевания любой локализации
— Злокачественные новообразования любой локализации, в т.ч. в анамнезе.
2. Индукция суперовуляции
Цель – получение множественного роста фолликулов (соответственно –созревание сразу нескольких яйцеклеток), так как это повышает вероятность наступления беременности.
Группы препаратов для индукции суперовуляции:
— Антиэстрогены
— Гонадотропины
— Агонисты гонадотропин-рилизинг-гормона
— Антагонисты гонадотропин-рилизинг-гормона.
Существуют различные протоколы стимуляции (длинный, короткий) с использованием данных препаратов.
ЭКО в естественном цикле.
Возможно получение яйцеклетки в естественном цикле, путем забора ооцита из единственного доминантного фолликула без использования каких-либо препаратов — первый ребенок из пробирки Луиза Браун родилась как раз в таком цикле ЭКО.
На практике этот метод ВРТ выполняется у женщин, желающих избежать (в том числе по медицинским показаниям) применение препаратов для индукции суперовуляции и связанных с ними побочных эффектов. Однако при таком варианте вероятность наступления беременности значительно ниже.
Мониторинг развития фолликулов и эндометрия
Гормональный мониторинг (прогестерон, эстрадиол в крови)
Ультразвуковой мониторинг –со 2-го дня менструального цикла, затем на 5й, 7-й день и далее через день, при достижении фолликулами диаметра 15 мм –ежедневно вплоть до назначения овуляторной дозы ХГЧ.
Критерии завершения индукции суперовуляции:
— Толщина эндометрия 9 мм и более, многослойная структура эндометрия
— Адекватный кровоток в сосудах матки
— Наличие не менее 50% крупных фолликулов (18 мм и более).
Для завершения созревания фолликулов вводится ХГЧ –(хорионический гонадотропин) – триггер овуляции (10000 МЕ однократно в\м).
3. Пункция фолликулов яичников и получение яйцеклеток
Пункция фолликулов и аспирация фолликулярной жидкости, содержащей ооциты производится через 34-36 ч после введения ХГЧ. Процедура проводится амбулаторно, в условиях малой операционной, под в\в анестезией с помощью специальных пункционных игл (трансвагинально через задний или боковой своды под УЗ-контролем). Пунктируют все фолликулы диаметром более 14 мм. Полученный аспират сразу же передают эмбриологу; фолликулярная жидкость помещается в чашку Петри и эмбриолог изучает ее под стереомикроскопом с 10-50 кратным увеличением для оценки качества (степени зрелости) полученных ооцитов.
4. Оплодотворение (инсеминация ооцитов) и культивирование эмбрионов invitro
Чашку с ооцитами после изучения под микроскопом помещают в инкубатор с температурой 37С и 5% концентрацией СО2 в газовой среде и оставляют там на 4-6 часов до инсеминации. Сразу же после успешно выполненной пункции производится забор половых клеток супруга; проводят анализ, оценку концентрации, подвижности и морфологические характеристики сперматозоидов. Если используются замороженные клетки – их размораживают в день пункции. Как нативый, так и криоконсервированный биоматериал перед использованием проходит обработку в специальной среде. До инсеминации суспензия сперматозоидов находится в инкубаторе не менее 1 часа.
Далее к одной яйцеклетке добавляют 50.000-100.000 подвижных сперматозоидов, и они оплодотворяют яйцеклетку (при стандартном ЭКО); если используется ИКСИ (при тяжелом мужском бесплодии –методом пункции яичка получают единичные нормальные сперматозоиды) –один живой сперматозоид вводят методом инъекции в цитоплазму яйцеклетки. Через 12-18ч эмбриолог проводит контроль оплодотворения по наличию в ооците двух пронуклеусов. Зиготы переносят в свежую культуральную среду, где происходит начальное развитие эмбрионов. Перенос эмбрионов в полость матки может быть осуществлен на разных стадиях, начиная со стадии зиготы и заканчивая стадией бластоцисты (на 5-6е сутки развития).
5. Перенос эмбрионов в полость матки
Наиболее часто осуществляют на 3-й день, когда эмбрионы находятся на стадии 6-8 клеток (бластомеров), или на 5-й день. В полость матки переносят не более 2х эмбрионов (перенос 3х эмбрионов возможен у женщин старшего репродуктивного возраста после многократных неудачных попыток ЭКО). В последнее время появляется тенденция к переносу 1 эмбриона. Перед переносом в ряде случаев выполняют хэтчинг (надсекание оболочки эмбриона лазером), что повышает шансы на имплантацию. Для переноса используются специальные катетеры, которые вводятся в полость матки через цервикальный канал. Перенос эмбрионов может быть выполнен также через стенку матки в полость матки или в маточную трубу (лапароскопическим доступом). Оставшиеся эмбрионы “хорошего качества” замораживают.
Предимплантационная диагностика –
Хромосомный и генетический анализ полярных телец яйцеклетки и бластомеров эмбриона позволяет диагностировать наследственные заболевания, выявлять хромосомные аномалии и переносить матери только здоровые эмбрионы.
6. Поддержка лютеиновой фазы после переноса эмбрионов в полость матки
Начинается через 24 ч после пункции фолликулов и проводится прогестероном в\м или утрожестаном интравагинально. Со дня переноса эмбрионов доза прогестерона увеличивается вдвое (до теста на беременность). При отсутствии риска синдрома гиперстимуляции яичников и у женщин старше 39 лет также вводят препараты хорионического гонадотропина.
7. Диагностика беременности ранних сроков
Через 12-14 дней после переноса эмбрионов определяют уровень ХГЧ в крови. При положительной реакции констатируют беременность, продолжают прием прогестерона. Через неделю выполняется УЗИ для подтверждения маточной беременности (на 21й день после переноса эмбрионов). При отсутствии плодного яйца в полости матки –контрольное УЗИ и ХГЧ через 5-7 дней. В случае наступления беременности введение прогестерона продолжается до 16-17 недель беременности. Если беременность не наступила – предлагается вторая попытка ЭКО
Возможные осложнения ЭКО
1. Синдром гиперстимуляции яичников (СГЯ) – осложнение индукции суперовуляции: увеличение яичников за счет многочисленных кист, кровоизлияний и отека стромы; выпот в полости перикарда, плевры, асцит; электролитный дисбаланс; гиповолемия, гемоконцентрация; в тяжелых случаях – снижение почечной перфузии с развитием ОПН; тромбоэмболические осложнения. Возможен летальный исход
2. Внематочная беременность(2-6%) – особенностью является редкая локализация (интерстициальная беременность, беременность в культе удаленной трубы, гетеротопические беременности – сочетание маточной и трубной)
3. Многоплодная беременность
4. Аллергические реакции на препараты для индукции суперовуляции и поддержки лютеиновой фазы
5. Наружное и внутреннее кровотечение, инфекционно-воспалительные осложнения (после пункции яичников, переноса эмбрионов).
Криоконсервация (заморозка) эмбрионов
В результате проведения программы ЭКО часто образуется больше эмбрионов, чем требуется для переноса в полость матки. Если оставшиеся эмбрионы развиваются нормально, то их можно сохранить путем заморозки (криоконсервации) и использовать в дальнейшем. В случае неудачной первой попытки ЭКО, наличие замороженных эмбрионов позволяет в последующие попытки ЭКО не проводить повторно все этапы, а делать только перенос эмбрионов в полость матки.
В настоящее время для заморозки используют так называемый метод витрификации. При витрификации (от лат. vitrum — стекло и facio — делаю, превращаю) происходит охлаждение до температуры жидкого азота, и переход яйцеклеток и эмбрионов в твердое, стекловидное состояние с помощью специальных веществ — криопротекторов. Такие эмбрионы и яйцеклетки, застывшие в виде аморфной стекловидной массы, могут долго сохранять жизнеспособность, а при осторожном размораживании их жизнедеятельность полностью восстанавливается. Процедура разморозки происходит также достаточно быстро, после чего эмбрионы и яйцеклетки должны некоторое время «отдохнуть» в питательной среде. Полное освобождение от криопротекторов происходит приблизительно за 3 часа. По прошествии этого времени эмбрион полностью восстанавливается и готов для переноса в полость матки.
Особенностью криоконсервации является уплотнение оболочки яйцеклетки или эмбриона, в этом случае проводят хэтчинг (дополнительное рассечение оболочки для выхода из нее эмбриона и удачной имплантации в эндометрий). В случае яйцеклетки проводят оплодотворение при помощи ИКСИ, и также вспомогательный хэтчинг развившемуся эмбриону.
Хранение эмбрионов в замороженном виде фактически не ограничено по времени.
Эмбрионы хранятся при t -196°C в жидком азоте.
Дальнейшая судьба замороженных эмбрионов решается по обоюдному согласию супругов.
Во многих клиниках предлагается программа ЭКО «По японскому протоколу» — проведение протокола ЭКО/ИКСИ с заморозкой всех полученных эмбрионов методом витрификации и хранением полученных эмбрионов 12 месяцев для последующих криопереносов. Описываются преимущества данного метода, который позволяет:
— избежать многоплодной беременности;
— сохранить нормальные жизнеспособные эмбрионы, оставшиеся после цикла ЭКО для последующего переноса;
— родить второго и третьего ребенка без стимуляции в естественном цикле;
— осуществлять программы донорства гамет и эмбрионов;
— сохранить эмбрионы и гаметы у пациентов, проходящих лечение рака;
— сохранить яйцеклетки по другим медицинским показаниям (напр., когда женщина страдает прогрессирующим эндометриозом, у нее нарушается функция яичников и количество яйцеклеток хорошего качества снижается);
— транспортировать биологический материал на любые расстояния.
В клиниках предлагается часть эмбрионов заморозить “для себя”, а часть – донировать клинике за вознаграждение (“ Есть семьи, которые будут безумно благодарны вам за подаренные эмбрионы. Ведь это их последняя надежда. А позади у таких пар уже неудачи и потери. У вас есть реальная возможность помочь таким семьям, не уничтожая свои эмбрионы. Донация эмбрионов практикуется во всем мире и помогает людям со сложными формами бесплодия становиться счастливыми родителями”).
Вопрос о том, какое решение принято супругами, задается в день пункции. Если пациент принял решение о донировании эмбрионов, то подписывается информированное согласие, акт донации, заявление-обязательство донора эмбрионов.
Редукция количества плодов
20 лет назад практиковался перенос 8-9 эмбрионов в матку, из которых 3-4 приживались. В случае развития многоплодной беременности использовали операцию по редукции количества плодов.
Многоплодная беременность считается патологическим состоянием связи с высоким процентом осложнений: невынашивание беременности, преждевременные роды, гестозы, кровотечения во время беременности, внутриутробная задержка развития плодов, высокая перинатальная смертность. Несмотря на то, что в настоящее время переносят не более 2х эмбрионов, необходимость редукции всё равно может возникнуть, так как один эмбрион иногда делится на два или три.
Медицинские руководства:
Показания к выполнению редукции:
присутствие более трёх жизнеспособных эмбрионов;
по желанию женщины “процедура” может быть выполнена при наличии двух эмбрионов.
Условия для осуществления редукции:
согласие пациентки на редукцию эмбрионов, оформленное юридически;
наличие необходимых технических и санитарных условий, которые соответствуют способу осуществления редукции;
наличие у специалиста, осуществляющего редукцию необходимых навыков, достаточных для выполнения данной процедуры;
срок беременности от 7 до 11 недель.
Рекомендуемые критерии отбора эмбрионов:
Наименьший копчиково-теменной размер (отставание размеров КТР одного из плодов считают признаком задержки его развития)
Доплерометрия фетоплацентарного кровотока (оценка кровотока в артерии пуповины), оценка типа плацентации
Явные аномалии развития (пренатальная генетическая диагностика – выявление хромосомной патологии, ультразвуковая пренатальная диагностика)
Удобный доступ для редукции, наименьшая зона соприкосновения с другими плодами”.
Методы редукции
1. Наиболее часто используемый — Трансвагинальный–на сроке 7-8 нед.
В условиях малой операционной под контролем УЗИ выполняют прокол стенки матки, пункционную иглу вводят в плодное яйцо в области грудной клетки и вводят 4% раствор калия хлорида в область сердца, что приводит к остановке сердца ребенка.
2. Трансабдоминальный – на сроке 8-9 нед.
Пункционную иглу вводят через брюшную стенку, прокалывают матку, перфорируют грудную клетку эмбриона и ждут остановки сердечной деятельности.
3. Трансцервикальный–на сроке 5-6 нед.
Под УЗИ-контролем внутрь цервикального канала вводится специальный тонкий катетера, подключенный к вакуум-аспиратору, катетер подводится к плодному яйцу, включается аспиратор, что приводит к удалению плодного яйца.
Искусственная инсеминация
Может быть проведена различными способами: путем введения мужских половых клеток в цервикальный канал, в маточные трубы, в полость матки. Может выполняться в естественном менструальном цикле или с применением индукторов суперовуляции
Используются половые клетки мужа или донора (в последнем случае, в связи с ростом заболеваемости СПИДом, гепатитом, для искусственной инсеминации должен использоваться только криоконсервированный биоматериал донора, прошедшего повторное (через 6 мес после первичного) обследование на ЗППП).
Зачатие при этом происходит в естественных условиях (не в “пробирке”).
Донорство яйцеклеток
Показания:
— Отсутствие собственных яйцеклеток (естественная менопауза, синдром преждевременного истощения яичников, состояние после овариоэктомии, химиотерапии, аномалии развития – дисгенезия гонад, синдром Шерешевского-Тернера)
— Наличие у женщины наследственных заболеваний, сцепленных с полом (гемофилия, миодистрофия Дюшенна, Х-сцепленный ихтиоз, перонеальная миотрофия Шарко-Мари-Труссо и др.)
— Неудачные повторные попытки ЭКО при недостаточном ответе яичников на индукцию суперовуляции, неоднократное получение эмбрионов “низкого качества” (перенос которых не приводит к наступлению беременности).
Донорами ооцитов могут быть:
— Родственницы и знакомые реципиентов
— Анонимные профессиональные доноры.
Требования к донорам:
— Возраст от 20 до 34 лет
— Наличие собственного здорового ребенка
— Отсутствие ярких фенотипических особенностей.
Суррогатное материнство
Показания:
— Отсутствие матки
— Деформация полости или шейки матки при врожденных пороках развития или в результате заболеваний
— Облитерация полости матки
— Экстрагенитальная или генитальная патология, при которой вынашивание беременности противопоказано или невозможно
— Неудачные повторные попытки ЭКО при неоднократном получении эмбрионов высокого качества, перенос которых не приводит к наступлению беременности.
Суррогатными матерями могут быть:
— Родственницы и знакомые супружеской пары
— Женщины, добровольно согласившиеся на участие в данной программе.
Требования к суррогатным матерям:
— Возраст 20-35 лет
— Наличие собственного здорового ребенка
— Отсутствие противопоказаний к вынашиванию беременности и родам.
В пяти странах мира — Франции, Германии, Австрии, Норвегии, Швеции, и в некоторых штатах США, суррогатное материнство запрещено.
Страны, где разрешено лишь некоммерческое суррогатное материнство: Австралия, Великобритания (допускается оплата текущих расходов суррогатной матери), Дания (с серьезными ограничениями), Израиль, Испания, Канада, Нидерланды (запрещена реклама суррогатного материнства, предложение услуг суррогатных матерей и их подбор), отдельные штаты США (Нью-Гемпшир, Вирджиния).
Страны, где законодательно разрешено суррогатное и репродуктивное материнство, в том числе и коммерческое: США (в большинстве штатов, хотя законодательство сильно отличается от штата к штату), Южно-Африканская республика, Украина и Россия.
В России суррогатное материнство регулируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: “Cуррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям”.
Минимальный пакет “услуг” (включающий в себя подбор и полное медицинское обследование “сурмамы” в соответствии с требованиями Приказа №67 МЗ РФ, правовое обеспечение, расходы по организации и координации программы вплоть до подписания соглашения о вынашивании ребенка суррогатной матерью) — 450 тыс.руб.
Суррогатная мать после рождения ребенка может передумать и оставить ребенка себе. Эта возможность для суррогатной матери закреплена в действующем Семейном кодексе (п. 4 ст. 51): «Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка(суррогатной матери)».
Для регистрации ребенка (детей), рожденного суррогатной матерью, родители должны предоставить в органы ЗАГС следующие документы:
— Отказ суррогатной матери от ребенка в пользу биологических родителей
— Справку из клиники ЭКО о проведении процедуры переноса эмбриона суррогатной матери
— Справку из роддома о рождении ребенка.
Только на основании этих документов биологические родители становятся законными родителями ребенка.
Правовые аспекты ЭКО
Определены в Основах законодательства “Об охране здоровья граждан РФ” (1999г, 2011г):
“Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбрионов осуществляется в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины). Сведения о проведении искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну. Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство. Незаконное применение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность.”
Этические и нравственные аспекты ЭКО. Мнение Церкви
Позиция Русской Православной Церкви: “Основы социальной концепции Русской Православной Церкви – Проблемы биоэтики” (2000г).
“В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества. …Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов.” К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений”. Речь идет о методе искусственной инсеминации (введении в полость матки половых клеток мужа).
“Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является “плотью от плоти” анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо “социальных”, еще и так называемых биологических родителей. “
”Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение ”избыточных” эмбрионов”. ”…зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно”. ”…Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью”.
Концепция при этом не дает четкого ответа – является ли нравственно допустимым формирование в “пробирке” ограниченного числа эмбрионов (например, двух) с последующей пересадкой всех их в полость матки, и если женщина готова вынашивать и многоплодную беременность, если такая возникнет.
“Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация “репродуктивных прав” одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности”.
”Суррогатное материнство, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка ”заказчикам”, противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. … травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытать кризис самосознания”.
Иеромонах Димитрий (Першин), председатель комитета по биомедицинской этике синодального отдела по делам молодежи Московского патриархата: Экстракорпоральное оплодотворение: от медицины к биоэтике
Проблема несоблюдения принципа “не навреди” в технологии ЭКО
Негативные последствия для женщины:
На этапе гиперстимуляции яичников — СГЯ, в т.ч.тяжелой степени с риском летального исхода; риск самопроизвольного аборта
На этапе пункции яичников – кровотечение
На этапе переноса эмбриона, ведения беременности – многоплодная беременность, редукция эмбрионов.
Уничтожение созданных с таким трудом человеческих жизней производится, исходя либо из евгенического принципа выбраковки человеческих эмбрионов с “подтвержденными аномалиями”, либо из соображений “удобства для выполнения манипуляции”. После редукции всего лишь половина пациенток донашивают беременность до 38 нед. Помимо негативных последствий для материнского здоровья редукция эмбрионов влечет за собой нравственные мучения матери, допустившей уничтожение своего ребенка. Таким образом, ЭКО не приносит пользы здоровью женщины, вероятность осложнений достаточно велика. Возникает вопрос: не слишком ли большую цену платят женщины за право получить своего ребенка? Могут возразить: ведь и при обычном зачатии женщина идет на риск, вынашивая беременность. Но в случае ЭКО заранее известно, насколько возрастает этот риск, и, кроме того, этим рискам женщин подвергает врач.
Негативные последствия для мужчины
ЭКО предполагает такой способ получения семени для оплодотворения, что для многих нравственно неприемлемо.
Негативные последствия для ребенка (наибольший вред ЭКО может принести ребенку):
Резко возрастает вероятность врожденных аномалий и патологии внутриутробного развития. Ученые из американских Центров по контролю и профилактике заболеваний сравнили распространенность 30 наиболее частых врожденных дефектов у детей, зачатых естественным путем и у детей, появившихся на свет с помощью ЭКО: у детей, зачатых “в пробирке” в 2,4 раза чаще отмечено развитие “заячьей губы”, в 2,1 раза чаще дефекты МЖП или МПП, а также высокая частота пороков развития ЖКТ — в 4,5 раза чаще атрезия пищевода, в 3,7 раза чаще атрезия прямой кишки.
Причины более частых пороков развития:
Оплодотворение протекает не в естественных условиях
В “пробирке” нарушается биологический алгоритм отбора половых клеток, при котором из миллионов сперматозоидов, зоны оплодотворения достигает, как правило, только один.
Метод ИКСИ (инъекции единственного сперматозоида в яйцеклетку) позволяет добиваться оплодотворения при тяжелых формах мужского бесплодия, но в этом случае ребенок унаследует все те хромосомные нарушения, которые могут быть присущи этим аномальным сперматозоидам (у мужчин, страдающих бесплодием, в 10 раз чаще встречаются хромосомные аберрации).
Последствия стимуляции суперовуляции
Развитие беременности, особенно на ранних сроках, формирование эмбриона происходит на фоне высоких концентраций стероидных гормонов. Около 25% репродуктивных потерь приходится именно на 1 триместр, частота акушерских осложнений (угроза прерывания, гестозов, инфицирования плода) в 2-3 раза выше, чем при неиндуцированной беременности.
На течение беременности могут оказывать влияние те заболевания, которые и побудили обратиться к ЭКО.
Таким образом: абсолютный риск пороков развития у ребенка, зачатого с помощью ЭКО, выше, и люди, которые планируют прибегнуть к ЭКО, должны быть об этом осведомлены.
Уничтожение человеческой жизни на эмбриональной стадии развития
1. Уничтожение “избыточных” эмбрионов
В большинстве случаев технологии ЭКО предполагают получение нескольких эмбрионов, большая часть которых подвергается криоконсервации, при этом известно, что далеко не все из них будут впоследствии имплантированы матери, тем самым они переходят в разряд “излишних”.
Судьба так называемого “избытка” эмбрионов порождает этическую и юридическую проблемы: он может быть уничтожен, или его используют для экспериментов или производства косметических средств, или эмбрион переносят другой женщине (что нарушает его право быть выношенным в материнской утробе).
В любом случае, большая часть замороженных эмбрионов обречена на уничтожение. В лабораториях сейчас насчитываются тысячи таких замороженных эмбрионов (напр., на 2003г только в США – 400.000), при таких масштабах криоконсервации миллионы созданных врачами человеческих эмбрионов заранее запрограммированы на уничтожение.
Часто через несколько лет многие пары перестают платить ежегодную плату за сохранение своих эмбрионов.
Не во всех клиниках эмбрионы могут храниться длительный срок. Напр., в Австралии в 1998 году в силу вступил закон, согласно которому замороженных эмбрионов нельзя хранить более пяти лет. В австралийском штате Виктория было уничтожено по меньшей мере около 6.000 эмбрионов.
В некоторых странах существуют программы по усыновлению эмбрионов. Напр., в США достаточно давно существует общенациональная программа по «усыновлению» криоконсервированных эмбрионов «Снежинки» (Snowflakes® EmbryoAdoptionProgram). Суть программы ясна из названия – невостребованные эмбрионы донируются тем, кто хотел бы родить ребенка, но не имеет для этого своего биологического материала. О масштабе проекта можно судить хотя бы по следующей цифре: в ЭКО-клиниках США в настоящий момент хранится более 600 тысяч замороженных эмбрионов; в то же время, сотни тысяч бесплодных пар не могут стать родителями из-за отсутствия или недостаточного качества биоматериала. Пара, которая отказывается от своих эмбрионов пишет официальный отказ на них и разрешение на использование в донорских программах, в научных исследованиях или просто на утилизацию.
2. Гибель при криоконсервации (прямое влияние понижения t, физические изменения, связанные с образованием льда). При технологии криоконсервации погибает 20% эмбрионов; частота наступления беременности и рождения живых детей составляет 28% и 22% случаев соответственно.
3. Уничтожение эмбрионов с генетическими аномалиями, выявленными при предимплантационной и пренатальной диагностике.
4. Уничтожение эмбрионов при многоплодной беременности (редукция плодов)
Проблема самоидентичности
Технология ЭКО позволяет вовлечь в процесс создания новой жизни до 5 человек: двое “заказчиков”, двое доноров и суррогатная мать. При этом учитывается стремление “заказчиков” получить ребенка, но не учитывается право самого ребенка быть ребенком своих родителей, быть ими зачатым и выношенным. В том случае, если ребенок узнает об истории своего появления на свет, возможны тяжелые переживания и депрессии, связанные с кризисом самоидентичности. Чьих родителей он ребенок – биологических, социальных или суррогатной матери? У таких детей часто возникает желание найти тех, чьи гены они восприняли, и кто их выносил под сердцем. Но так как эта информация относится к области врачебной тайны, данная ситуация может обернуться для детей “из пробирки” серьезными нравственными и душевными страданиями.
Проблема “детей загробного мира”
Технология криоконсервации эмбрионов порождает еще одну проблему – проблему эмбрионов, которые имплантируются после смерти отца-донора или после того, как заказчики, как это не раз случалось, погибали в результате несчастного случая; или же тогда, когда вдова выражает желание родить ребенка от семени умершего супруга (заранее специально заготовленного во время терминальной болезни).
Негативные последствия для человеческой популяции
✓ Генетический груз
Риски рождения детей с генетическими аномалиями
✓ Риск близкородственных связей
С учетом использования донорства половых клеток при ЭКО, теоретически возможно получение своеобразной популяции единокровных братьев и сестер, которые не будут подозревать о свое м родстве. В этом случае возможно заключение браков между единокровными родственниками, что также увеличивает частоту рождения детей с генетическими заболеваниями. Таким образом, современная медицина не располагает такими методами ЭКО, которые позволяли бы полностью исключить все его негативные последствия для здоровья человека, тем самым, проводя ЭКО, врач сознательно подвергает здоровье пациентов вышеперечисленным рискам.
Так как проведение ЭКО не диктуется медицинской необходимостью, в случае причинения вреда врач несет за это нравственную ответственность.
Нарушение принципа информированного согласия
“Абсолютно необходимым условием проведения эксперимента на человеке является добровольное согласие последнего” (Нюрнбергский кодекс). Согласно Хельсинкской декларации (разработана Всемирной медицинской ассоциацией, представляет собой набор этических принципов для медицинского сообщества, касающихся экспериментов на людях): “Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие пациента”. (Из “Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан”).
В случае ЭКО врачи лишены возможности испросить согласие у самого главного участника их медицинского эксперимента – ребенка. Заранее известно, что в результате ЭКО возрастает риск рождения детей с теми или иными отклонениями, тем самым данная технология заведомо обрекает некоторый процент детей на страдания. Вправе ли врач осуществлять такое медицинское вмешательство, которое может причинить вред пациенту, без согласия последнего на него?
Нарушение принципа чести и достоинства человека в технологии ЭКО
Человек не может рассматриваться как средство ни для каких благих целей. “Интересы пациента всегда превыше интересов науки и общества” (Хельсинкская декларация). Одна из важнейших задач биоэтики – определить те границы, за которыми начинаются нравственно неприемлемые манипуляции с человеком, на какой бы стадии своего развития он не находился.
В технологии ЭКО есть ряд ситуаций, в которых честь и достоинство человека находятся под угрозой:
Коммерциализация донорства — в большинстве стран продажа яйцеклеток на заказ позволяет донорам заработать от 1500 до 5000$, для мужчин-доноров цена составляет около 100$. В данном случае самая сокровенная сторона человеческой жизни превращается в товар на вынос, что, несомненно, унижает честь и достоинство человека.
Суррогатное материнство — опасность превратить в профессию; в процессе вынашивания беременности мать и ребенок находятся в состоянии непрерывного взаимообщения, между ними возникает глубинная психосоматическая связь, разрыв которой, обусловленный контрактными обязательствами, может привести к тяжелым душевным недугам.
Защита человеческого эмбриона (обесценивание человеческой жизни)
Жизнь человека начинается с момента зачатия. С морально-этической точки зрения, статус эмбриона несомненно отличен от статуса любого органа или ткани. Эмбрион не является частью тела женщины, это самостоятельный целостный человеческий организм на ранней стадии его развития.
С какими нравственными проблемами сталкиваются как врачи, так и “заказчики”, можно судить по вопросам, которые персонал одной английской клиники адресует парам, чьи эмбрионы хранятся в этой клинике:
— Следует ли продолжить хранение?
— Будет ли возобновление подсадки замороженных эмбрионов?
— Не желает ли пара пожертвовать эмбрионы в пользу исследовательских проектов, одобренных Независимым комитетом по вопросам этики, оплодотворения человека и эмбриологии?
— Не желает ли пара пожертвовать эмбрионы на “усыновление” другой бесплодной паре?
— Следует ли разморозить и утилизировать эмбрионы?
Человек на эмбриональной стадии развития становится объектом эксперимента.
В случае суррогатного материнства ребенок становится объектом биологических манипуляций: генетическую составляющую своей телесности он получает от одних лиц, а кровь, питание и жизненное внутриматочное обеспечение – от третьего лица, суррогатной матери. Ребенку передаются душевные переживания суррогатной матери, он переживает сильнейший стресс после того, как суррогатная мать передает его “заказчикам”, что не проходит бесследно для ребенка.
Кроме того, эмбрионы часто становятся источником стволовых клеток (для исследовательских или терапевтических целей).
Но самым бесчеловечным является создание новых человеческих эмбрионов с изначальной целью их последующего уничтожения в ходе экспериментов.
Разрушение традиционной семьи — ЭКО открывает возможность получить ребенка вне семейных отношений, тем самым под угрозой оказывается семья в традиционном значении этого слова.
Технология ЭКО оказывает косвенную поддержку различным формам однополого сожительства. Богатые гомосексуалисты могут позволить себе “заказать” детей. Не говоря о том, что при этом грубо попираются права этих детей на нормальные семейные отношения, само общество, его ценности оказываются в зоне риска.
Евгеника — возможность предимплантационной диагностики приводит некоторых исследователей к идее возобновить евгенические опыты по улучшению генофонда человечества (осужденные на Нюрнбергском процессе).
Уже сейчас рутинной процедурой стал отбор эмбрионов с определенными параметрами, делающими их пригодными для имплантации. Насколько эта практика совместима с идеей ценности каждой человеческой жизни, независимо от обстоятельств ее зарождения и прочих параметров?
Заявление церковно-общественного совета по биомедицинской этике МП РПЦ – христианское отношение к ЭКО
(журнал Церковь и медицина, январь 2011г)
Церковнообщественный совет по биомедицинской этике Московской Патриархии Русской Православной Церкви выражает озабоченность по поводу массового распространения и увеличения бюджетного финансирования применения метода экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) в России.
Согласно Основам социальной концепции, принятой на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 г., заготовление, консервация, и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов при применении ЭКО являются нравственно недопустимыми действиями (п. XII.4).Основания такой оценки распространяются и на так называемый «мягкий» вариант ЭКО, когда в лабораторных условиях формируется ограниченное число эмбрионов (например, 2-3) с последующей пересадкой их всех в полость матки женщины, готовой вынашивать в том числе и многоплодную беременность, если таковая возникнет.
Позиция Церковнообщественного совета по биомедицинской этике определяется, во-первых, отношением к самой процедуре искусственного зачатия, происходящего вне супружеской близости (по этой причине нравственно сомнительными являются и те формы искусственной инсеминации, которые замещают супружескую близость искусственными средствами). Господь не случайно неоднократно обращается к человеку: «… Я образовал тебя во чреве… »(Иер. 1:5). И человек признает Бога, как Того, Кто «… создал меня во чреве, образовал…в утробе…» (Иов 31:15). Появление новой жизни – не просто биологический механизм, а важнейшая сторона духовной, душевной и социальной жизни человека. Ребёнок имеет право на то, чтобы его жизнь была плодом супружеской любви его родителей.
Во-вторых, применение ЭКО следует признать нравственно недопустимым, поскольку этот метод создаёт риск гибели эмбриона(ов). Врачи и родители при ЭКО осознанно, активно участвуют в создании новой жизни человека, соприкасаются с ней и поэтому не могут не нести ответственности за её дальнейшую судьбу. Нравственную ответственность участников ЭКО за возможную гибель человеческих эмбрионов нельзя отменить ссылкой на гибель эмбрионов при естественном зачатии. При естественном зачатии происходит то, что от человека не зависит и чего он не знает. При ЭКО же гибель человеческих эмбрионов допускается изначально. Подсаживание в организм женщины 2-3х эмбрионов предполагает, что часть из них погибнет. Даже если допустить, что развитие вспомогательных репродуктивных технологий повысит вероятность прикрепления эмбриона к стенке матки до 99%, то и тогда нельзя будет признать за кем-либо морального права рисковать даже при вероятности гибели эмбриона 1%.
В-третьих, результаты многочисленных исследований ведущих педиатров мира, в том числе и отечественных, свидетельствуют что дети, рождённые с применением ЭКО, имеют существенно большее количество патологий, чем дети, рождённые естественным путём. Безответственная реализация «репродуктивных прав» оборачивается, как правило, появлением больных детей (75% от общего числа зачатых «в пробирке»), что является еще одним доводом нравственной неприемлемости применения ЭКО (в том числе и инъекции сперматозоида в яйцеклетку – так называемая ИКСИ ).
На основании всего перечисленного использование ЭКО во всех его вариациях с христианской точки зрения является грехом.
Проблема искусственного и экстракорпорального оплодотворения продолжает быть предметом многочисленных дискуссий – как медицинских, так и богословских.
Игумен Мелхиседек (Артюхин), член Церковно-общественного совета по биоэтике Московского Патриархата, считает, что человек несет ответственность не только за избыточные эмбрионы, но также и за пересаженные в матку эмбрионы, если беременность не возникнет и они погибнут. Поэтому метод ЭКО является нравственно недопустимым с христианской точки зрения, поскольку “…несет риск ненаступления беременности, из-за чего пересаженный эмбрион погибнет”.
Прот.Николай Балашов (принимал активное участие в разработке “Основ социальной концепции”):
“Конечно, «Основы социальной концепции» – это именно основы. Документ не претендует на исчерпывающее объяснение всех вопросов. …Над документом работали не только пастыри и богословы. К участию в разработке главы XII привлекались и врачи, и генетики, и специалисты в области биотехнологий, известные не только в нашей стране. Однако …это – документ пастырский и богословский, а не юридический, не политический и не гинекологический. Поэтому я не думаю, что он должен был изобиловать формулировками специально-медицинского характера: к ним разработчики старались прибегать лишь в случаях необходимости. Участники процесса подготовки документа также не считали уместным вдаваться в детализированное описание подробностей интимной жизни человека.
Понимая, что по многим вопросам в Церкви могут существовать разные точки зрения, создатели ОСК старались включить в документ лишь те утверждения, которые могут быть убедительно обоснованы исходя из нравственных и богословских норм Предания Церкви. Из текста упомянутого раздела вовсе не вытекает положительное отношение к ЭКО. В нем указаны те аспекты соответствующей технологии, которые признаются нравственно недопустимыми. И ничего не сказано о том, что без намеренного разрушения эмбрионов метод хорош, приемлем и рекомендован православным. Думаю, это именно то, что Церковь могла и должна была сказать по данному вопросу. Не более и не менее.
Что же касается повышенного риска гибели эмбрионов – да, он существует, но насколько он выше «естественного риска» – измерить трудно. Хотя бы потому, что мы до сих пор точно не знаем, как много уже оплодотворенных клеток погибает “естественным путем”. Сегодня ученые склонны полагать, что – большая их часть. Это не может служить оправданием для тех, кто готов уничтожать эмбрионы намеренно. Тут все же важна именно нравственная мотивация.
Напомню, что в цитируемом разделе «Основ…» в первую очередь говорится о том, что «пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными». В случае неизлечимого обычными способами бесплодия пастырские рекомендации включают как смиренное восприятие бесчадия в качестве особого жизненного призвания, так и возможность усыновления ребенка. Далее речь идет о допустимых с нравственной точки зрения (но не рекомендованных) средствах медицинской помощи, а затем – о недопустимых, среди которых упоминается ЭКО. В каждом случае указаны основания, по которым Церковь находит морально неприемлемыми эти средства.
Роман ГЕТМАНОВ, акушер-гинеколог родильного дома при ГКБ № 70 в комментарии журналу Нескучный сад:
“Даже без редукции при современных методиках ЭКО часто происходит убийство эмбрионов на первой стадии, когда они еще не в матке, а в «пробирке». Ситуация, когда женщина придет и скажет — возьмите у меня две яйцеклетки, оплодотворите только их и подсадите, чтобы мне избежать не только редукции, но и «лишних» эмбрионов, вряд ли возможна — какой врач возьмется это делать, если вероятность наступления беременности в таком случае практически равна нулю?
Что же касается того, как ЭКО сказывается на родившихся таким методом детях, то в медицине одним из главных методов проверки любой методики или лекарства является катамнез, т.е. сводка информации о больном, собираемая в течении определенного времени, позволяющая проследить судьбу пациента после применения лечения. Потому что главный критерий применения любой методики устанавливает время.
Первый ребенок, зачатый с помощью ЭКО, родился в 1978 году. И мне всегда было любопытно, какие результаты мы можем видеть за эти 30 лет? То, что по телевизору демонстрируют детишек, рожденных методом ЭКО, меня не убеждает — должна быть официальная статистика по всем детям «из пробирки», а не выборочная реклама. Необходимы данные о том, какие семьи создают ЭКО-дети, чем они болеют или, наоборот, не болеют, каких они рожают детей и т.п. Я тщательно пытался в течение длительного времени найти именно медицинскую, а не просто популярную литературу по этому вопросу. И обнаружил, что никакой медицинской статистики по детям, зачатым методом ЭКО, не опубликовано. Для меня это признак того, что здесь не все благополучно. Нет уверенности, что после ЭКО рождаются совершенно обычные дети. И еще я хотел бы сказать всем сторонникам ЭКО, чтобы они хорошо понимали, что ЭКО — это очень большие деньги. Плати, и получишь, был бы спрос, а предложение будет. ЭКО — это бизнес”.
Вице-президент РАМН, главный педиатр Минздравсоцразвития РФ Александр Баранов
считает, что российское правительство делает ошибку, оказывая на государственном уровне финансовую поддержку технологии экстракорпорального оплодотворения.«Сейчас мы столкнулись с неожиданными явлениями: появилось очень много детей «из пробирки». Даже на уровне правительства акушеры пролоббировали финансовую поддержку искусственного оплодотворения, якобы за счет этого можно решить демографическую проблему в России. Ничего подобного».
По данным главного педиатра России, 75% детей, рожденных в результате ЭКО, являются инвалидами. По его словам, только в России государство выделило деньги на внедрение данной технологии. «Везде идет коммерческое осуществление ЭКО. Более того, Всемирная организация здравоохранения не рекомендует для внедрения эту технологию. Мы, конечно, не имеем права запретить, но я считаю, что государство делает ошибку, оказывая поддержку этой технологии”.
Прот.Игорь Аксенов: Репродуктивная свобода человека и Божественный промысл
Позиции Церкви часто противопоставляют аргумент: если определенная часть людей рождается с помощью ЭКО и суррогатного материнства, то значит им Самим Богом предопределено от вечности появиться в этом мире именно таким образом, и если с помощью ВРТ (искусственная инсеминация, ЭКО, суррогатное материнство) начинается жизнь, то это означает, что Бог, дающий жизнь, благословляет и данные биомедицинские технологии. (“Все, что приводит к приходу в этот мир нового человека, богоугодно, этично и морально допустимо. …Плодитесь и размножайтесь, и будьте счастливы, ибо именно это угодно Богу!” –цитата с сайта “Суррогатное материнство в России и мире”).
Это утверждение несостоятельно, т.к. не учитывает фактора человеческой свободы, свободы воли. Понятно, что не зависит от тех, кто родился с помощью ВРТ, что они именно так пришли в этот мир, но причина находится не в Промысле Божием (определившем им такое вхождение в мир), а в свободном выборе их родителей.
Прот.Сергий Филимонов, председатель общества православных врачей Санкт-Петербурга, член комитета по биоэтике при Московской патриархии: Новые медицинские технологии требуют церковного осмысления
(Церковь и медицина”, XXI Международные Рождественские образовательные чтения)
«После Юбилейного Архиерейского Собора 2000г прошло уже десять лет и многое изменилось, появились новые технологии, которые требуют осмысления.
Целый спектр проблем оказался неохваченным и по ряду вопросов общецерковное мнение РПЦ не высказано, а имеются только частные богословские мнения.”
“Церковь однозначно решила, что методы ЭКО применяться не могут за исключением метода искусственной инсеминации, так как противоречат православному вероучению. Главным моментом противоречия является редукция избыточных эмбрионов и использование чужого генетического материала. Напомню, что на Архиерейском соборе было однозначно утверждено нашими соборными документами, что экстракорпоральные методы оплодотворения Церковью не благословляются.
Использование чужого генетического материала — это нарушение целостности брака. Возникает чужой генетический набор. Это значит, что в семье появляется чужой человек, его гены присутствуют в этом ребенке. Внешне, казалось бы, факта измены нет, однако, в семью вносится чужеродный элемент. Это равносильно тому, как если бы женщина ради рождения ребенка вступила в незаконные супружеские отношения с посторонним мужчиной. Хотя физической составляющей греховных отношений здесь нет, в то же время в яйцеклетку женщины вносится генетический материал чужого человека.
При некоторых методиках используется донорская яйцеклетка чужой женщины, которая после оплодотворения семенем мужа подсаживается в матку. Такие методики также недопустимы. Есть даже такой психологический феномен, когда женщина, которой подсажена такая яйцеклетка, ощущает «что-то чужое» в своем теле, несвойственное ей. Кроме того, донорское семя, используемое в этих методиках, получают искусственным путем, а не в результате естественных супружеских отношений.
Важно также то, что при применении экстракорпорального оплодотворения отсутствует физическое соединение мужчины и женщины, поэтому тайна деторождения выносится за пределы человеческого тела. Жизнь рождается в пробирке. Что происходит в этот момент с эмбрионом находящимся вне тела матери, каким физическим заболеваниям он будет подвержен, как воздействуют на него падшие духи — это большой вопрос”.
Единственной допустимой методикой является так называемый «метод искусственного оплодотворения», при котором семя мужа, полученное во время супружеских взаимоотношений, вводится врачом при помощи шприца в область устья матки. Таким образом, оплодотворение яйцеклетки происходит после естественных отношений между мужем и женой, без зачатия в пробирке. Кроме того, при таком методе не нарушается целостность семейного союза, так как используются только половые клетки обоих супругов. Но, к сожалению, эффективность этого метода не очень велика, она не превышает 20%.
Вместе с тем возникает спорная с религиозных позиций ситуация, когда женщине вводится 2-3 эмбриона и она готова дать обет Богу о рождении всех детей из прижившихся эмбрионов. Если это так и если при этом эмбрионы являются результатом оплодотворения ее яйцеклетки сперматозоидами законного мужа, то прецедент греха исчезает. Предлагается считать допустимой с православной точки зрения такой способ ЭКО при соблюдении вышеуказанных позиций.
“Методика ИКСИ- одна из разновидностей экстракорпорального оплодотворения. Суть ее заключается в том, что в отличие от предыдущего метода, где были избыточные эмбрионы, которые редуцировались, в этой методике избыточных эмбрионов нет. Если они и есть, то их не уничтожают, а замораживают для следующих подсадок. Берется генетический материал отца, генетический материал матери и создается один эмбрион от родителей. Появление этой методики вносит новую дискуссию в наши ряды. Появление методики ИКСИ привело к тому, что стал возможен вариант икономии (снисхождение). Он заключается в том, что православные супружеские пары могут использовать ИКСИ при соблюдении пяти–семи параметров (ряд священников — я с этим столкнулся — дают благословение на проведение этой методики)”.
Первый параметр — тяжесть семейной ситуации, могущей привести к распаду семьи. В моей практике была одна такая пациентка, которая специально приезжала для решения этого вопроса. Практически она была под угрозой развода, ей был поставлен ультиматум, что из дома ее выгонят и муж разведется, была травля семейная, прессинг родителей, иными словами, наблюдалась тягостная семейная ситуация, которая могла привести к распаду семьи.
Второй момент -использование генетического материала в контексте семьи. Если в методике невозможно использовать генетический материал мужа или жены, значит для православных эта методика не подходит.
Третье условие — выращивание одного или двух эмбрионов без создания или без редукции избыточных зигот, т. е. редукции нет, и выращивается сугубо один эмбрион. Но вот здесь часть родителей «ломается». Потому что, как правило, тем, кто идет на эту методику, поясняют, что может быть одного эмбриона недостаточно, их все равно заставляют еще одного–двух эмбрионов заморозить для того, чтобы, если они захотят иметь вскоре детей, они могли родить еще. Возникает очень сложная биоэтическая ситуация со многими вопросами. Если что-то случилось с этими родителями, что делать с их эмбрионами? Если эти эмбрионы после размораживания повредятся, и у детей будет потом врожденное уродство? Если возникнет какая-то ситуация криминальная? Возможна икономия с условием того, что женщина будет вынашивать эти один или два эмбриона в обязательном порядке.
Наконец, последнее условие икономии, это отсутствие банка замороженных эмбрионов, т. е. необходима гарантия, что родители не будут нарушать наши церковные законы, или их готовность к последующему деторождению второго ребенка. Но все это под большим вопросом.
Вот в таком варианте при появлении методики ИКСИ, можно было бы в некоторых случаях как исключение, именно как исключение, допустить ее применение в церковных браках для того, чтобы не совершалось ЭКО за спиной Церкви, священства и духовников, как совершается криминальный аборт”.
“Мне хотелось бы также поднять вопрос, касающийся создания банков генетических материалов для онкологических больных с перспективой деторождения в случае стерилизации при лучевой или химиотерапии. При облучении юношей и девушек молодого возраста, во время проведения химиотерапии и лучевой терапии у них возникает опасность стерилизации, т. е. их вылечивают от онкологического заболевания, но они становятся неспособными в случае образования семьи к рождению детей. Врачи, которые работают в онкоцентрах, отделениях, предлагают создать банк яйцеклеток и спермы, который позволит таким молодым пациентам впоследствии иметь детей в случае стерилизации во время лечения. При этом возникает, конечно, очень много спорных вопросов. Мы понимаем, что Господь не просто так послал им это заболевание. Господь Своим Промыслом не подает им благословения на продление рода и на рождение детей. Не происходит ли через вмешательство врача, когда он начинает создавать банк для будущих детей этого онкологического больного, противление Промыслу Божиему? И если священник будет в этом случае благословлять на такое действие пациента, не получится ли, что он нарушит свои священнические обязанности и идет против Бога.
Приведу следующий пример. У меня была пациентка, которая уже готовилась к замужеству, когда у нее была обнаружена злокачественная опухоль легкого. Ее прооперировали, была обширная операция, проводили мощную химиотерапию, лучевую терапию, потом она лечилась в течение года, потом ее три раза оперировали по поводу гнойных осложнений в разных областях тела, потом у нее возникли метастазы в головной мозг, и проводили трепанацию черепа, удаляли метастазы, опять проводили облучение и химиотерапию. Но юноша, который хотел создать с ней семью, ее дождался и сопровождал все это время. Они поженились, и сейчас она имеет здорового ребенка. Здесь все происходило естественным путем. Здесь человек мог стать стерильным, Господь мог дать детей, мог не дать детей. Но пройдя муки этого онкологического ада, она практически полностью излечилась и создала семью с рождением нормального ребенка.
В этом пункте, который мы разбираем, в этой дискуссии, возникает вопрос: если будет создан банк генетического материала, когда он будет использован для рождения ребенка? Насколько будет нравственно, если такой родитель вследствие своего заболевания погибнет и оставит ребенка сиротой? Как нам к этому относиться, совершенно непонятно”.
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ): Почему ЭКО – бесчеловечная технология?
«…Метод получения ребенка из пробирки связан с убийством еще не оформившихся детей. Очень многие имплантируемые эмбрионы редуцируются, то есть, попросту говоря, убиваются. Конечно, Церковь никак не может это приветствовать.
Церковь уже с момента зачатия зародыша считает его человеком, имеющим бессмертную душу. Пусть этот человек еще не оформился, но это уже человек с бессмертной душой. И он продолжает жить в вечности.
Технология ЭКО требует, чтобы огромное количество эмбрионов находилось в замороженном состоянии в холодильниках.
Очень страшно, что так много детей, у которых есть душа, в каком-то состоянии находятся в холодильниках. И неизвестно, что с ними будет дальше: они могут так никогда и не стать людьми. Эта технология страшная и бесчеловечная”.
“Суррогатное материнство приведет к дальнейшему разрушению семьи, которая как никогда нуждается сейчас в поддержке и заботе. Законодательные нормы о суррогатном материнстве сделают более циничным отношение к рождению детей. Будут разрушаться естественные чувства у матери, которая вынашивает детей на продажу.
Понятно, что нужда иногда заставляет людей совершать безнравственные поступки, но законодательно закреплять их право на это неверно. Вот почему законодательные нормы о суррогатном материнстве негативно повлияют на институт семьи в нашем обществе. К несчастью, создание подобных законов не чья-то злая воля, а продукт дезориентированного сознания нашего общества”.
О суррогатном материнстве
Доктор философских наук, заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Ирина Васильевна Силуянова:
“В настоящее время мы находимся в состоянии противоречия между двумя действующими законами – Семейным кодексом Российской Федерации, где за суррогатной матерью сохраняется право оставить себе ребенка, и нового закона “Об основах здоровья граждан РФ”, по которому у матери нет такого права. Деторождение явно выталкивается в пространство товарно-рыночных отношений: заключен договор, соблюдается финансовая сторона, но исключается из поля зрения эмоциональное состояние суррогатной матери”.
Прот.Сергий Филимонов о суррогатном материнстве
“В законе об охране здоровья граждан этот вид технологий утвержден. Но надо сказать, что это законодательное решение абсолютно противоречит закону Божьему. Потому что воспитание ребенка в утробе чужой матери противоестественно и нарушает всякие этические принципы. У такого родившегося ребенка может быть одновременно несколько родителей. И это полный нонсенс!
Например, была бесплодной дочка, мама решила родить ей ребенка. Она стала суррогатной матерью для своей дочки, родила ребенка. Возникла двойственная ситуация: с одной стороны, она является для ребенка матерью, с другой стороны, она является одновременно бабушкой. Возникает путаница: кто же она тогда такая — бабушка или мама? Кем теперь является дочь по отношению к ней? То есть возникают вопросы как в медицинской плоскости и социальной, так и в плоскости духовно-нравственной и плоскости церковной. И везде проблемы. Поэтому, безусловно, такая методика — она неприемлема”.
О крещении младенцев, родившихся при помощи суррогатной матери (Русская Православная Церковь, официальный сайт Московского Патриархата):
“Ребенок не может отвечать за поступки своих родителей и не виноват в том, что его появление на свет связано с репродуктивной технологией, осуждаемой Церковью. … Ребенок может быть крещен по желанию воспитывающих его лиц, если таковыми являются его “биологические родители” или ”суррогатная мать”, только после того, как они осознают, что с христианской точки зрения подобная технология является нравственно предосудительной и принесут церковное покаяние – вне зависимости от того, осознанно или неосознанно они проигнорировали позицию Церкви. …Если же такого осознания не происходит, то решение вопроса о крещении откладывается до времени сознательного личного выбора ребенка. В последнем случае факт “суррогатного рождения” сам по себе не является препятствием для крещения человека, ибо он не несет ответственность за поведение своих родителей”.
Прот.Сергий Филимонов:
Конечно, «экошные» дети не виноваты в том, что родители зачали их таким образом, но что с ними делать? Можно ли крестить этих детей, с каким допущением, какая должна быть мера церковного прещения родителей. Мы все говорим о детях, но забываем о том, что все-таки дети зависят от родителей.
Родителей можно условно разделить на три группы.
Первая — «родители нецерковные», с которыми, естественно, никакого диалога у нас, священнослужителей, получиться не может. Такие люди просто не прислушиваются к тому, о чем мы говорим, и наши соборные документы для них ничего не значат.
Вторая группа — «церковные родители», которые применяют эту технологию, т. е. те, кто знали о том, что эти методы не благословляются, но, тем не менее, не смогли преодолеть искушение и использовали эту технологию. Приходится говорить о такой группе воцерковленных родителей, потому что без широкой огласки даже жены некоторых священнослужителей совершают экстракорпоральное оплодотворение. Знают все постулаты, знают мнение Церки, но, тем не менее, прибегают к использованию этих технологий, не задаваясь вопросами, не беря благословение. Вероятно, так происходит потому, что все, что находится под запретом и не решается, порой порождает разные уродливые формы.
Третья группа родителей, это «воцерковившиеся после совершения ЭКО». Мы знаем, что если человек крестился уже после того, как он в жизни совершил много ошибок, то все грехи, которые были до Таинства Крещения, ему прощаются. Поэтому в отношении родителей, прибегнувших к неблагословленной медицинской технологии, возникает вопрос: когда было ЭКО — до крещения или после крещения, до воцерковления или после воцерковления? Это имеет принципиальный характер.
“Если ЭКО совершалось до крещения или до воцерковления, то, естественно, мера церковного прещения на этих родителей не будет распространяться так, как на «церковных родителей» второй группы. Этот вопрос обязательно должен подниматься для того, чтобы родители сознавали и понимали, что Церковь реагирует соответствующим образом на то, что было совершено. Итак, если к методу ЭКО родители прибегали до совершения крещения, то никакой меры прещения к ним не будет. Если это было до воцерковления, то, безусловно, какая-то минимальная мера церковного прещения может быть наложена. Она должна настроить родителей на понимание того, что в своей дальнейшей церковной жизни они не могут прибегать к тем медицинским методам, которые Церковь не благословляет.”
Заключение. Выводы.
Церковь в современных условиях допускает возможность ЭКО, но при этом настаивает на выполнении определенных условий.
Абсолютно неприемлемыми являются:
Создание, заморозка и уничтожение “лишних” эмбрионов (приравнивается к аборту и преднамеренному детоубийству)
Суррогатное материнство
Донорство половых клеток (третья сторона в браке)
ЭКО можно производить и без этих манипуляций.
Допустимо применение методики ЭКО (“не вызывает непреодолимых нравственных возражений”):
ЭКО без уничтожения “лишних” эмбрионов — все созданные эмбрионы не замораживаются и не уничтожаются, а имплантируются и вынашиваются. Соответственно, создается и переносится не более 3х эмбрионов.
Применение ЭКО исключительно для супружеских пар, при обязательном получении их информированного согласия
Применение ЭКО только при наличии медицинского заключения о бесплодии у жены или мужа
Используются половые клетки только супружеской пары (никакой третьей донорской стороны, никакого выбора внешности и других параметров ребенка)
Исключение возможности использования эмбрионов человека, созданных методами ЭКО, в экспериментах и в качестве сырья для извлечения стволовых клеток.
Запрет на криоконсервацию касается только эмбрионов, заморозка половых клеток вполне допустима.
Возражения против ЭКО:
— Рост статистики заболеваний и патологий у ребенка (можно ли считать желание получить своего ребенка достаточным основанием для того, чтобы подвергать риску его здоровье и жизнь?)
— Способ получения мужских половых клеток
Однако оба этих возражения не есть однозначный запрет на ЭКО, о чем говорят и Основы социальной концепции РПЦ.
Рекомендуется перед ЭКО предоставить супружеской паре объективно всю полноту информации о данном методе и его возможных последствиях, возможно с участием не только врачей, но и священников. Священник мог бы разъяснить позицию и учение Церкви по этому сложному вопросу (учитывая то, что в России 80% населения крещены в православной вере).
Преодоление проблемы бесплодия всегда будет оставаться в фокусе внимания врачей, важно, чтобы предлагаемые методы не выходили за рамки базовых биоэтических принципов, которые совпадают с христианским подходом к проблеме ЭКО.
Католическая Церковь считает метод ЭКО неестественным и антиморальным, и потому полностью отвергает его во всех его аспектах. Католическая церковь учит, что «искусственное оплодотворение противоречит единству брачного союза, достоинству супругов, родительскому призванию и праву ребёнка быть зачатым и произведённым на свет в браке и в результате этого брака».
Глава Папской академии в защиту жизни в Ватикане Игнасио Карраско де Паула назвал неэтичным присуждение Нобелевской премии по медицине 2010 года британскому ученому Роберту Эдвардсу за разработку экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Нобелевский комитет не принял во внимание то, что технология ЭКО привела к возникновению «рынка эмбрионов». Медики-католики выступили против присуждения премии ученому, так как, по их мнению, ученые-сторонники ЭКО рассматривают человека как продукт.
Под влиянием Церкви в Италии запрещены любые манипуляции с эмбрионами. ЭКО проводится только для родителей, на основе половых клеток, полученных от них, и без какой либо дискриминации эмбрионов, которые все имплантируются матери.
Комментарии (0)