Общество православных врачей Республики Карелия
Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф. 5,16)
Эвтаназия
Эвтаназия. Легкая смерть?
Автор: Мордвинцева Светлана Леонидовна
Эвтаназия (от греч.εὖ — хорошо + θάνᾰτος — смерть) — это намеренное ускоренное наступление смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий
Выделяют два основных вида эвтаназии:
— активная эвтаназия
— пассивная эвтаназия
Активная форма – умышленное причинение неизлечимо больному по его просьбе быстрой и легкой смерти с целью избавления его от мучительных физических страданий, выполненное путем прямого активного действия (отключение аппарата ИВЛ, введения какого-либо препарата и т.д.).
Пассивная форма – отказ от начатого жизнеподдерживающего лечения по просьбе неизлечимо больного для умышленного и весьма скорого причинения смерти.
Эвтаназия может быть:
• Добровольная
• Недобровольная.
Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного согласия (например, в США распространена практика заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы.
Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного, как правило, находящегося в бессознательном состоянии. Она производится на основании решения родственников, опекунов и т. п.
История
Термин «эвтаназия» впервые употреблён Фрэнсисом Бэконом в XVI веке для определения «лёгкой смерти».
В 1930-е гг. эвтаназия осуществлялась в массовых масштабах в нацистской Германии по отношению к тем, кто признавался экономическим “бременем для общества”, кто жил “жизнью, которая не стоит того, чтобы ее жить”. После этого долгое время эвтаназия повсеместно считалась абсолютно недопустимой.
Идея эвтаназии в конце ХХ века становится всё более и более популярной, одновременно с более широким использованием другого понятия, качества жизни. Однако Клятва Гиппократа в традиционной её форме противоречит реализации идеи эвтаназии: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла»
Мировой опыт
1. Нидерланды. В 1984 году Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой. 1 апреля 2002 года эвтаназия в Нидерландах стала легальной.
2. В Бельгии в 2003 году эвтаназия «помогла» расстаться с жизнью 200 смертельно больным пациентам, а в 2004 году — 360 пациентам. В 2014 году в Бельгии была узаконена эвтаназия детей.
3. ВСША закон, разрешающий оказание медицинской помощи в осуществлении самоубийства больным в терминальной стадии, был принят (с рядом ограничений) в ноябре 1994 года в штате Орегон, а в ноябре 2008 года в штате Вашингтон. В штате Вермонт 13 мая 2013 года принят законопроект, разрешающий эвтаназию.
В марте 2012 года губернатор штата Джорджия Натан Дил запретил эвтаназию
В России эвтаназия законодательно запрещена Федеральным законом № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» — «Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента».
Причины популяризации идеи эвтаназии
Православный специалист по биоэтике, зав. кафедрой биоэтики РНИМУ проф.И.В. Силуянова: «Эвтаназия входит в практику современного здравоохранения под влиянием двух основных факторов. Во-первых, прогресса медицины, – прогресса, который включает в себя развитие реаниматологии, позволяющей предотвратить смерть больного, т.е. работающей в режиме управления умиранием. Во-вторых, смены ценностей и моральных приоритетов в современной цивилизации с ее идеей «прав человека» в центре внимания.
Аргументы сторонников эвтаназии
1)Жизнь есть благо только тогда, когда в целом удовольствия превалируют над страданиями, положительные эмоции — над отрицательными. Жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет человеческую форму, существует в поле культуры, нравственных отношений и разумности.
2) Аргумент от боли. Человеколюбие требует положить конец страданиям умирающего безнадежного больного. Бессмысленность такого существования человека.
3) Свобода выбора человека. Взрослый человек имеет право распорядиться своей жизнью.
4)Поддержание жизни на стадии умирания требует больших финансовых затрат.
Аргументы против эвтаназии нерелигиозного характера:
1)Депрессивное состояние человека:
Иеромонах Феодорит Сеньчуков врач -реаниматолог и священник:
пациент настойчиво высказывает мысли об эвтаназии, после купирования депрессии все эти желания исчезают — То есть желание эвтаназии слишком часто (почти всегда) является симптомом психического расстройства.
Президент благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер :«Если человек просит об эвтаназии в связи с тем, что он неимоверно страдает, на самом деле он просит о помощи».
2)возможность злоупотребления со стороны общества, в особенности, когда дело касается неизлечимых больных. Со слов сторонников эвтаназии: «Экономически невыгодные пациенты»
3) Последовательное претворение идеи эвтаназии из гуманных соображений в жизнь делает ненужной медицину как таковую («все равно, когда умереть»).
4) Эвтаназия нарушает принцип свободы как пациента, так и врача. Как правило, именно принцип «свободы воли» пациента сторонники эвтаназии применяют для обоснования своей позиции.
• Пациент, приняв решение об эвтаназии, уже по физиологическим причинам не волен прекратить ее в последний момент в связи с наступающим (или ятрогенно вызванным) нарушением сознания.
• Пациенты в таком положении целиком и полностью зависят от милости окружающих .Если же окружающие их люди будут выказывать к ним свою нелюбовь, у больных вряд ли будет возможность сделать действительно свободный выбор.
• Врач же ставится перед возможной необходимостью совершать действия для него лично по моральным причинам неприемлемые.
• Сама боль является невыносимой, но нередко она бывает еще более невыносимой для тех, кто находится рядом с больным. «Избавляя» больного от боли, они часто избавляют от страданий самих себя». Действительно ли соблюдается в таком случае свобода выбора больного? На крик о помощи отвечают смертельным ударом.
5) Возможность врачебной ошибки при констатации безнадежного диагноза;
Афонский иеромонах Савва (врач по образованию):«Цель медицины – оказать помощь больным и любой ценой сохранить пациенту жизнь».
Православные аргументы против эвтаназии :
1. Святость человеческой жизни;
2)Возможность чуда. Естественное течение заболевания нам, по сути, неизвестно. Зато известны, например, выходы из многомесячной комы или вегетативного состояния.
3) Защитники эвтаназии часто ставят знак равенства между понятиями «мозг» и «личность», предполагая, что глубокое поражение головного мозга ведет за собой прекращения существования человеческой личности в силу полного уничтожения психики. Однако, это не так. Понятие «душа человека» охватывает как собственно психическую реальность, так и телесно-физиологическую, а также мистическую, что для научного сознания невозможно.
4)Сторонники эвтаназии аргументируют свою позицию соображениями гуманности, однако не значит ли это, что в человеке(как в пациенте, так и во враче) зарождается помысел, гордыня, желание исправить за Бога Его «ошибку».
Святой Паисий Святогорец: «Убийства всячески маскируют и украшают, не говорят «убийство», когда умерщвляется человек, но называется это, например, «эвтаназией». Они уже многих убедили, что господином жизни и смерти является не Бог, а человек. И человек может убивать своих сотоварищей из чувства «солидарности». Например, получил кто-то тяжелую травму головного мозга и страдает от страшной болезни. Так вот, оказывается, его можно счесть биологически мертвым, а поскольку в боли никакого смысла не видят, то и добить.
«…а некоторые доходят до того, что говорят о соответствии эвтаназии прошению Церкви: « Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны…»Таким образом насаждают абсурдную лжелюбовь-убийство и упраздняют заповедь Божию: « не убий».
Игумен Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук, профессор: «Верующий человек не должен думать о насильственной смерти, он должен думать о том, чтобы отпущенное ему Богом время употребить на покаяние и оплакивание своих грехов, принимая свои страдания как очищение души от этих грехов. Мы знаем также, что нередко Господь продлевает наши страдания, чтобы человек пришел к полному осознанному покаянию».
Святитель Игнатий указывает на то, что душа выходит из тела в том состоянии греховности либо праведности, в котором пребывала на момент смерти. Именно поэтому, сам момент смерти может оказаться определяющим в последующей жизни души, примерами чего может служить вера благоразумного разбойника (Лк.. 23, 40-42) и мученическая кончина многих древних святых, уверовавших и исповедовавших Христа на смертном одре.
С.В.Филимонов (священник Сергий Филимонов), председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) архиепископа Крымского, доктор мед.наук, кандидат богословия, ассистент кафедры ЛОР-болезней СПбГМУ им. И.П. Павлова профессор кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики СПбГПМА «Несколько слов об эвтаназии (духовные механизмы медицинского самоубийства)»:«Для человека, душа которого погибла еще при этой жизни, жизнь как таковая не представляет особой ценности и не является даром Божиим. Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией «не убивай» (Исх. 20. 13), не может признать нравственно приемлемыми попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных (в том числе по их желанию). Признание законности эвтаназии привело бы к умалению достоинства и извращению профессионального долга врача, призванного к сохранению, а не к пресечению жизни». «Для православного христианина характерно такое понимание смысла жизни: мы рождаемся в этот мир и живем для того, чтобы умереть, а умираем для того, чтобы вечно жить с Богом. В соответствии с этим смерть воспринимается не как точка в его бытии, а как запятая. Человек, соединившись со Христом в святом крещении, уже не в рабстве смерти и не боится ее. Смерть видится уже возможностью встречи с Богом.
«Борьба за жизнь» означает борьбу за как можно более продолжительное существование тела здесь – на земле. У тех, кто ведет борьбу за жизнь, не думая о Боге, как Источнике жизни, Бог отнимает свою жизнь и оставляет их, как пустые горшки».
Согласно «Основам социальной концепцией Русской Православной Церкви» (XII.8; см. Приложение 1): «можно говорить о продолжении жизни до тех пор, пока осуществляется деятельность организма как целого. Продление жизни искусственными средствами, при котором фактически действуют лишь отдельные органы, не может рассматриваться как обязательная и во всех случаях желательная задача медицины».
Паллиативная помощь. Хосписы
Когда активная терапия становится невозможной, ее место должна занять паллиативная помощь (обезболивание, уход, социальная и психологическая поддержка), а также пастырское попечение. Все это имеет целью обеспечить подлинно человеческое завершение жизни, согретое милосердием и любовью. Православное понимание непостыдной кончины включает подготовку к смертному исходу, который рассматривается как духовно значимый этап жизни человека. Больной, окруженный христианской заботой, в последние дни земного бытия способен пережить благодатное изменение, связанное с новым осмыслением пройденного пути и покаянным предстоянием перед вечностью. А для родственников умирающего и медицинских работников терпеливый уход за больным становится возможностью служения Самому Господу, по слову Спасителя: «Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25. 40). Вместе с апостолом Павлом Церковь призывает: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6. 2)».
Сокрытие от пациента информации о тяжелом состоянии родственниками и врачами под предлогом сохранения его душевного комфорта нередко лишает умирающего возможности сознательного приуготовления к кончине и духовного утешения, обретаемого через участие в Таинствах Церкви. Предсмертные физические страдания не всегда эффективно устраняются применением обезболивающих средств. Зная это, Церковь в таких случаях прибегает к молитве о долгостраждущем.
Эффективным и важным является открытие сетей хосписов, доступных для людей с любым уровнем доходов, где существует много способов облегчить страдания пациента – обезболивание, протезирование функций, и даже глубокий наркоз.
Принципы оказания помощи в хосписах.
Врач паллиативной помощи, врач выездной хосписной службы Марфо-Мариинской обители и преподаватель кафедры биоэтики РНИМУ им. Н.И.Пирогова Анна Сонькина-Дорман:«Цель хосписа, любого вмешательства паллиативной помощи – помочь человеку жить, пока он жив, даже в самый момент смерти. Искусство паллиативной помощи – так подобрать лекарства, сочетание лекарств, чтобы человек продолжал мыслить ясно. Большинство пациентов не хотят быть «загруженными». Хорошая паллиативная помощь – такая, когда мы можем снять страдания, не выключая сознание. Связывать хоспис и паллиативную медицину с «пассивной эвтаназией» — некорректно. Паллиативная медицина должна лишь включать возможность отказа пациента от лечения, продлевающего жизнь. Но хоспис предполагает не только это. В Канаде есть хоспис, где все специалисты должны уметь реанимировать. То есть заранее предполагается – пациенты должны иметь право на всю возможную помощь, если они хотят ее».
Выводы
Эвтаназия (как пример умерщвления невинного) является моральным злом и не должна быть допустима законом. Любая эвтаназия, прекращающая существование тела до срока, отведенного ему Господом, является нарушением шестой заповеди, т.е. убийством. И не важно – как это убийство происходит: путем преступного действия (эвтаназия активная) или преступного бездействия (эвтаназия пассивная).
Эвтаназии нет в случае:
— когда прекращается или упускается такое лечение, которое имело бы неблагоприятное влияние на больного (например, лечение, которое лишь продлило бы саму жизнь в нечеловеческих условиях, не облегчив состояния пациента);
— прекращения реанимации, когда состояние церебральной смерти является необратимым;
— нереанимации плохо сформированного новорождённого ребенка, или в тяжелом патологическом случае, если он естественным образом ведет к смерти;
— если «дают спокойно умереть» больному смертельной болезнью, которая естественным образом приводит к смертельному исходу в краткий срок — в случае, когда всякая терапия позволила бы лишь на короткое время продлить жизнь в невыносимых условиях.
Комментарии (0)