Общество православных врачей Республики Карелия
Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф. 5,16)
Особенности оказания паллиативной помощи пациентам с ВИЧ/СПИДом
Особенности оказания паллиативной помощи пациентам с ВИЧ/СПИДом
Автор: Башкирова Н.В.
Паллиативная помощь — это комплекс мер, направленный на улучшение качества жизни
человека, страдающего неизлечимым заболеванием, и включающий медицинскую,
психологическую, социальную и духовную поддержку больного и членов его семьи.
Паллиативная помощь охватывает период с момента постановки диагноза неизлечимого
заболевания до конца периода тяжелой утраты и продолжается в качестве поддержки
родственников..
В настоящее время сначала на западе, а теперь и у нас, в медицине начинает развиваться
как отдельное направление паллиативная помощь безнадежным больным. Согласно
определению Всемирной организации здравоохранения, «паллиативная помощь…
повышает качество жизни пациентов и их семей, столкнувшихся с угрожающим жизни
заболеванием, занимаясь профилактикой и устранением страданий путем раннего
выявления, точнейшей оценки и лечения боли и прочих проблем — физических,
психических, социальных и духовных». Церковный опыт служения страждущим от
неизлечимых болезней оказался востребованным, медицинские учреждения приглашают к
участию в оказании паллиативной помощи церковных людей, священников и мирян.
Можно по годам проследить, какое количество российской молодежи заражалось вирусом
иммунодефицита, нам известно, каким образом развивается эта болезнь, поэтому должны
ждать появления в ближайшее время заметного количества пациентов, подходящих к
терминальной стадии заболевания, и должны думать о том, какая помощь потребуется
этим уходящим из жизни молодым людям.
Перед началом работы с умирающими от СПИДа пациентами надо принять, что мы в
данном случае не встретимся с совершенно новым, не имеющим аналогов событием.
Просто то, что происходило прежде крайне редко, начнет совершаться гораздо чаще.
Почти в каждом случае мы увидим сочетание трех факторов: умирающий человек молод
или очень молод, у него крайне противоречивое эклектичное и убогое мировоззрение, он
находится под тяжестью общественного осуждения и отвержения. О каждом факторе
поговорим отдельно, начав с последнего. Ни для кого не секрет, что ВИЧ/СПИД в нашей
стране распространяется в первую очередь в среде наркоманов, среди мужчин
нетрадиционной половой ориентации, поражает людей, вступающих в беспорядочные
половые связи. Известны лишь единичные случаи заражения вирусом иным путем..
Каково при таком раскладе объявить о своем положительном ВИЧ-статусе заразившемуся
молодому человеку, если вдобавок в среде обывателей распространено множество басен и
необоснованных страхов относительно заразности данной болезни? Не удивительно, что
по этой причине даже некоторые из родителей не подозревают, что их ребенок
инфицирован ВИЧ. Случалось и то, что, узнав о таковом заболевании своего сына или
дочери, отцы семейства или хранительницы семейного очага отказывали своим чадам от
дома. Заболевшие прекрасно понимают ситуацию, в какой оказались, и посвящают в свою
горькую тайну ограниченный круг самых доверенных людей, теряя иногда даже этих
немногих, испытывают большую психологическую нагрузку.
В больнице или хосписе ВИЧ-инфицированные, имеющие живую веру, — редкое явление.
В чем будет состоять медицинская, психологическая и духовная забота о них для
церковных людей, имеющих медицинское образование, — понятно. Эти пациенты и
обслуживающий их медперсонал, равно почитающий Бога, говорят на «одном языке»
(вкладывают в слова одинаковый смысл), исповедуют одну систему нравственных
ориентиров, у них единая ценностная шкала. Им легко понимать друг друга и общаться.
Причины, в свое время приведшие пациента к инфицированию, оставлены и оплаканы.
Проблемы с внецерковными пациентами, часто абсолютно неверующими, притом
малокультурными, социально несостоявшимися, духовно «воспитанными» в лоне
молодежной субкультуры (антихристианской по замыслу) или попросту в криминальной
среде, нераскаянными, обозленными на весь мир, — будут качественно иными. А таковых
будет большинство среди ВИЧ-инфицированных пациентов, нуждающихся в
медицинской опеке. В нашей стране заражение вирусом в первые годы происходило
почти исключительно в среде наркопотребителей (только в последнее время
увеличивается доля больных, заразившихся половым путем). Этих «бывших» наркоманов
(как правило, не сумевших отказаться от употребления), имеющих по целому букету
болезней при угасающем иммунитете, намаявшиеся с ними родители или родственники
будут стараться спихнуть на попечение медиков, чтобы те проводили несчастных до
могилы. Изначальная проблема — взаимное нерасположение, неприятие. Пациенты в
последние годы наркотизации приучились смотреть на окружающих под определенным
углом зрения: можно ли через данного человека достать деньги на дозу или нельзя?
Отношение у них ко всем достаточно агрессивное, недоверчивое, часто ироничное
(циничное) и всегда потребительское. Наличие ВИЧ только усугубило степень их
отчуждения от людей. Внешне они выглядят крайне непривлекательно. Медперсонал и по
другой причине может быть предрасположен к отторжению. В дополнение к негативному
впечатлению от этих пациентов, он в той или иной степени находится под влиянием
расхожего мифа о наркоманах, представляющего «любителей кайфа» в самом ужасном
свете. Возникает соблазн с первой встречи разделить настроение их уставшей семьи:
«Хоть бы побыстрее Бог уродца прибрал» (как будто таковым забронировано место на
небе). Но медицинская этика, не говоря уже об этике христианской, не позволяет никого в
иной мир торопить. Как избежать этого искушения? Священное Писание подсказывает:
«Уготовихся и не смутихся». Чего ожидал человек, когда принимал решение ухаживать за
умирающими людьми? Что каждый уходящий на тот свет будет благообразным
праведником? Праведники отдают дух в окружении родственников, друзей или учеников,
в клиники близкие стараются сдать в первую очередь самых капризных, непослушных,
озлобленных, труднопереносимых больных. К этому надо готовить себя. И в этом
отношении ВИЧ-позитивные не очень выпадают из общего ряда. А страшная сказка о
наркоманах не отражает всей реальности. Наркоманы, по мнению общества, злодеи, но в
гораздо большей степени они жалкие жертвы настоящих злодеев, сколотивших на их
трагедии состояния. Приближаясь к кончине, эти несчастные молодые люди являются
физическими, душевными и духовными калеками, загубившими свою временную жизнь и
теряющими шанс войти в жизнь вечную. Если о первом большинство из них сожалеет, то
о втором и более важном редко кто задумывается. Они сеяли вокруг себя хаос и
разрушение, но самый горький плод достался им самим. Так что возможно злобу на них
погасить состраданием, а неприязнь, с Божией помощью, покрыть милосердием. И
настроиться на это заранее.
Вторая упоминаемая нами характерная особенность ВИЧ-положительных: отсутствие
целостного, глубокого, основанного на традиции мировоззрения. Приближение к кончине
требует от них осознания ситуации. Легкомысленно отшутиться и пройти мимо
проблемы, что было как-то возможно в недавнем прошлом, не удается: смерть заставляет
думать о себе. Как приобщить этих молодых людей к сокровищнице религиозной
мудрости, как помочь им воспринять ответы, полученные через Божественное откровение,
как посодействовать их примирению со Спасителем? Анализировать или критиковать
систему их убеждений уже нет никакой необходимости: она бессильна ответить на вызов,
который предъявили страдания и смерть. Здесь возникает следующее серьезное
искушение: заняться «пропагандой» Православия среди уходящих из жизни людей.
Мотивация вполне понятна: вместе с жизнью временной, эти люди рискуют потерять и
жизнь вечную, если до конца пребудут вне Церкви. Верующий человек не может не
беспокоиться о последней участи своих ближних. К сожалению, в жизни попытки решить
ситуацию «в лоб» часто приводят не к тем результатам, которых от них ожидали
(«думали, как лучше…»). В чем особенности миссионерства в хосписе или в больнице
среди безнадежных пациентов? Во-первых, эти люди находятся и будут до конца
находиться полностью в руках медперсонала, который начинает проповедовать им свое
мировоззрение. Эта проповедь — совсем не проповедь среди свободных, независимых
людей. Пациенты могут воспринимать ее как давление (и не будут совсем не правы), а
давление в вопросах, касающихся совести, мировоззрения, религиозного выбора, как
правило, вызывает негативную реакцию: человек, не желая разбираться в том, что ему
говорят, начинает противиться давлению как таковому. Неприятие «формы» приводит к
неприятию «содержания». Еще хуже, если пациент, не желая портить отношения с
сотрудниками, начнет лицемерить: поддакивать, брать предлагаемые книги, даже даст
согласие на приход священника — внутренне испытывая только дополнительный
душевный дискомфорт от своего малодушия. Известно, что благодать всегда считается со
свободным самоопределением человека, в отличие от не по разуму ревностных
проповедников, остается бездейственной в лицемерах.
Во-вторых, люди, о которых мы говорим, имеют многолетний стаж наркотизации. В
поисках средств на наркотики они научились безошибочно угадывать, кого и как
«раскрутить» на деньги для дозы, в умении лгать и притворяться приблизились к
совершенству. Как только пациенты смекнут, что за симуляцию воцерковления смогут
иметь дополнительный «паек» и более участливую заботу персонала, то не преминут
воспользоваться представившейся возможностью. Особенно, если заметят в перспективе
шанс выклянчить дополнительную порцию снотворного или увеличенную дозу
наркотического анальгетика. Персонал не должен попасться на эту удочку.
В-третьих, в период приближения смерти человек начинает все более жить сердцем, , все
постороннее его перестает интересовать, все непосредственно касающееся переживается
глубже. Поэтому евангельская весть должна прийти к нему не через ум, все более
теряющий свои властные полномочия, а через сердце.
Понятно, что люди, проповедующие человеколюбивого Бога, должны показать
страдальцу наличие доброты и человеколюбия прежде всего в себе самих. Тяжелобольные
воспринимают окружающих подобно детям. Дети обращают больше внимание не столько
на то, что родители говорят (не вполне понимая взрослые речи), сколько на то, что они
делают. Те и другие, больные и дети, отзывчивы на ласку и внимание, отказываются
воспринимать то, что им толкуют злые дядя или тетя. Борьба за доступ к сознанию
страдающего человека идет через доступ к его сердцу. Этот подход к воцерковлению
наиболее приемлем при служении больным в хосписе. Пытаясь войти в сердечный
контакт с пациентом, сотрудник сам должен быть открыт к нему сердцем. Общение на
сердечном уровне не допускает лукавства, тени лицемерия, «невинной» лжи. Следует
помнить, что «маленькая ложь рождает большое недоверие», а персонал ради блага
больного намерен достичь как раз противоположного: глубокого доверия с его стороны.
Если не находится нужных слов или нет сил сказать правду на прямо поставленный
вопрос, лучше промолчать. Люди, переходя к сердечному восприятию ближних,
становятся необыкновенно прозорливыми, способными непосредственно чувствовать
тончайшие сердечные движения человека, когда он открывается им. Страдание обостряет
эту способность. Всякая фальшь становится очевидной.,
Краткие рекомендации для бесед с больным
. • Побуждайте больного рассказывать вам о его (ее) чувствах;
• Не ждите, что мужчина справится с травмой лучше, чем женщина;
• Говорите больному о своем сочувствии его проблемам и вашем сожалении о
переживаемой им боли;
• Напоминайте, что переживания больного нормальны;
• Не пытайтесь уверять больного, что все будет хорошо, — это невозможно;
• Не старайтесь навязывать ему свои объяснения того, почему все случилось;
• Не говорите больному: вы знаете, что он переживает. Вы не знаете этого. Чаще всего
такие попытки помогают вам (а не больному) уменьшить возникающую тревогу в связи с
тем, как вы переживаете то, что с ним случилось;
• Будьте готовы: говорить не придется. Может быть, достаточно просто побыть рядом;
• Рассказывайте друзьям и семье о ваших чувствах. Помните, что, хотя вы сами и не
являетесь тяжелобольным, помогая действительной жертве болезни, вы можете получить
моральную травму;
• Не бойтесь, если больной просит о более глубокой помощи, например, обращении к
профессионалу;
• Посещайте судебные слушания, встречи общественности и любые мероприятия,
которые прямо относятся к болезни вашего подопечного. Предлагайте больному
обратиться за поддержкой к специалисту;
• Не бойтесь спрашивать, как человек справляется с болезнью. Но не задавайте вопросов
о деталях. Если больной говорит об этом — слушайте его. Лучше всего — следовать за
больным.
Сестринский уход за ВИЧ-инфицированными
Одним из важных компонентов паллиативной помощи является сестринский уход за
ВИЧ-инфицированными с ограниченными возможностями самообслуживания вследствие
прогрессирования заболевания и в терминальной стадии.
На поздних стадиях заболевания именно уход становится основной составляющей
паллиативной помощи. Сестры милосердия сегодня там, где радикальная медицина
исчерпывает свои возможности, где необходим профессиональный, терпеливый,
длительный, порой пожизненный уход — в частности, при оказании помощи ВИЧ-
инфицированным, имеющим тяжелые клинические проявления и нуждающимся в
постоянном сестринском уходе. Эти больные вследствие развития оппортунистических
заболеваний частично утрачивают возможность самообслуживания и длительное время
проводят в постели. При отсутствии хосписов, больниц и отделений по уходу за такими
больными необходима организация ухода за ними на дому. Для организации такого ухода
не хватает медперсонала — не только врачей, но и ухаживающих медицинских сестер.
Поэтому в оказании паллиативной помощи ВИЧ-инфицированным сегодня очень
востребован опыт и участие сестер милосердия. Преимуществом такой помощи является
меньшая стоимость. Кроме того, больные предпочитают этот вид лечения из-за
возможности нахождения в семейном кругу. Медицинская сестра может каждому члену
семьи помочь определить его роль в уходе за больным, а также оценить условия
проживания больного и необходимость их изменений. На медицинской сестре лежит
ответственность за обучение больного, членов его семьи и ухаживающего персонала
мерам инфекционной безопасности, разъяснив им, как передается ВИЧ, как защитить себя
и больного, правильно организовать уход. Ухаживающая сестра должна объяснить, что
при соблюдении простых правил ВИЧ-инфицированные могут жить в кругу семьи,
принимать посетителей, не создавая опасности для других.
С точки зрения сестер милосердия, паллиативная помощь включает как медикаментозное
лечение (высокоактивная антиретровирусная терапия (ВААРТ), терапия и профилактика
оппортунистических заболеваний, лечение боли), так и сестринский уход по
симптоматике заболеваний, психологическая, социальная и духовная поддержка больных
с существенно ограниченными физическими и психическими возможностями, а также
психоэмоциональная поддержка членов его семьи.
Для реализации сестринского ухода за ВИЧ-инфицированными людьми необходимо
формирование приверженности пациента к принятию лечения. При ВИЧ-инфекции
главная составляющая лечения — высокоактивная антиретровирусная терапия (ВААРТ),
направленная на подавление процесса размножения ВИЧ. Приверженность к лечению
должна проявляться в приеме ВААРТ-препаратов по схеме, назначенной врачом: в
определенное время и в определенной дозировке, при соблюдении рекомендуемого
режима питания. Формирование приверженности к лечению — непростой
многоступенчатый процесс. Он проходит через несколько стадий: формирование
приверженности к принятию помощи — формирование приверженности к лечению —
формирование к приверженности к принятию ВААРТ. Формирование у пациентов
мотивации к принятию медицинской помощи очень сильно зависит от «терапии
присутствием» (общение, моральная поддержка). Доступ к лечению, бесплатные
препараты не дают эффекта, если нет поддержки. Забота и поддержка необходимы всем
людям, живущим с ВИЧ, и каждому в отдельности.
Помощь, поддержку и уход можно осуществлять в индивидуальном режиме, когда
больному помогает одна сестра по уходу или ухаживающий. Но такая помощь не может
предоставляться длительно, а тем более пожизненно, охватить все сферы
жизнеобеспечения больного. Одна сестра или один ухаживающий не смогут постоянно
быть около больного, на это не хватит ни их физических, ни психоэмоциональных
ресурсов. Оказание же комплексной паллиативной помощи возможно только силами
многопрофессиональной команды (бригады), включающей врача, координатора команды,
специалиста по социальной работе, медицинских сестер, сестер по социальной работе,
священника, объединенных единым подходом к решению проблем пациента. В работе
команды могут также участвовать добровольцы, родственники и соседи больного. Сам
пациент рассматривается как основной член команды, вокруг и с участием которого
строится вся работа. В случаях помощи тяжелобольному лежачему пациенту
оптимальный размер помогающей ему команды — 5–11 человек. Но возможна группа
даже из трех человек, которые взаимодействуют для достижения общей цели. Работа в
команде дает сестрам чувство принадлежности единому делу, взаимопомощь,
защищенность, общение, а также создает возможность работы по индивидуальному
гибкому графику, согласованному с руководителем с учетом занятости сестры в других
местах (учеба, семья, иная работа). В команде обязательно должна быть старшая сестра,
которая организует работу команды, составляет график ее работы, заботится о нуждах и
здоровье ее членов. Ни руководитель службы, ни больной, ни родственник не должны
опасаться, что команда многочисленна и ее составляют разные и непохожие сестры.
Известно, что наиболее оптимальное решение могут принять группы, состоящие из людей
непохожих. Больному, требующему продолжительного по времени ухода, иногда в
течение 5–7 и более лет, такая команда сможет не только обеспечить бесперебойный уход
(взаимозаменяемость сестер во время отпусков, болезни, отъезда, учебы, богослужений,
праздников), но и дать широкий круг общения с людьми разного профессионального
уровня, интеллекта, образования, кругозора, душевных и духовных качеств. В таких
условиях при длительном уходе складывается некое единение, соборность, малая церковь.
Это 112 дает больному возможность постепенно прийти к Богу, подготовиться к исповеди
и причастию, воцерковиться. Нужно также никогда не забывать о том, что в основе
сестринского служения лежит сострадание больному. Медик без сострадания — не медик,
он не поможет больному.
Итак, для организации эффективной паллиативной помощи ЛЖВС нужно учитывать ряд
условий:
Паллиативную помощь целесообразно оказывать преимущественно на дому, а при
необходимости госпитализации сопровождать пациента и оказывать помощь в
стационаре. Необходимо предусмотреть возможность оказания паллиативной помощи
круглосуточно. На одного из членов команды, оказывающей помощь, должна быть
возложена координирующая функция, обеспечивающая ее слаженную работу. Важно,
чтобы команда собиралась не менее одного раза в месяц для анализа ситуации и решения
текущих вопросов. Мероприятия, проводимые в рамках паллиативной помощи, должны
быть отражены в соответствующей медицинской документации. Для осуществления
паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией необходимо организовать обучение
медицинских сотрудников, социальных работников, представителей общественных
организаций, волонтеров.
Особенности ухода за ВИЧ-инфицированными больными
Первые годы с момента инфицирования человек не нуждается в специфической терапии,
это может длиться достаточно долго, т.к. ВИЧ-инфекция относится к медленным
инфекциям и первые годы иммунная система человека самостоятельно справляется с
воздействием вредного агента. В это время человеку особо необходимо отрегулировать
свои жизненные правила, т.е. правила жизни с ВИЧ-инфекцией. Это в первую очередь
правильный образ жизни, который в себя включает:
— режим дня;
— правильное питание;
— отказ от вредных привычек.
Режим дня включает в себя: полноценный своевременный сон не менее 8 часов,
рациональные физические нагрузки, пребывание на свежем воздухе не менее 2–3 часов в
сутки, лечебная физкультура по индивидуальной схеме.
Питание ВИЧ-инфицированных больных
Одним из приоритетных направлений ухода за ВИЧ-инфицированными пациентами
является организация правильного питания. Для ВИЧ- позитивных людей характерна
потеря веса, которая крайне неблагоприятна, т.к. в этом случае организм не получает
достаточного количество питательных веществ и энергии. Потеря веса может быть
обусловлена нарушением аппетита вследствие тошноты (в том числе из-за побочного
действия некоторых лекарственных препаратов), затруднениями с приемом пищи из-за
поражений ротовой полости, нарушения вкуса и обоняния, повышения температуры тела,
психологических проблем. Кроме того, к снижению веса приводит поражение желудочно-
кишечного тракта как инфекционной, так и не инфекционной природы,
сопровождающиеся нарушением пищеварения и расстройством стула. Пища должна быть
приготовлена с соблюдением санитарно-гигиенических норм, т.к. возникновение
пищевого отравления для ВИЧ-инфицированного пациента может иметь самые серьезные
последствия. Следует уделять должное внимание качеству продуктов и технологии их
приготовления. Чтобы снизить риск развития кишечных инфекций, необходимо
придерживаться следующих рекомендаций
— не покупать продукты на стихийно организованных рынках;
— не употреблять испорченные продукты и продукты с просроченными сроками
реализации;
— хранить сырые и готовые продукты в холодильнике отдельно, при температуре не
превышающей +6 °С;
— содержать в чистоте кухню;
— пользоваться отдельными разделочными досками для сырых (мясо, рыба, курица) и
готовых продуктов (салаты, вареное мясо, хлеб и др.);
— удостовериться, что пища прошла достаточную термическую обработку и готова к
употреблению;
— кормить пациента свежеприготовленной пищей;
— тщательно мыть фрукты и овощи, ошпаривать кожуру фруктов кипятком;
— мыть руки перед приготовлением пищи, перед кормлением пациента, помочь ему
тщательно вымыть руки
; — использовать для питья только кипяченую или бутилированную воду, молоко —
пастеризованное или кипяченое;
— тщательно мыть посуду и столовые приборы после каждого использования горячей
водой с применением моющих средств.
Питание больных должно быть полноценным, сбалансированным — в полной мере
обеспечивать их белками, жирами, углеводами, витаминами и минералами. Белки
необходимы для построения новых клеток в организме, в том числе и клеток иммунной
системы. Они содержатся в блюдах из мяса, рыбы, курицы, бобовых, в яйцах, сыре,
молоке, твороге и других молочных продуктах. Эти продукты нужно употреблять
ежедневно не менее 2–3 раз в день. Жиры обеспечивают организм энергией. Необходимо
включать в питание больных растительные масла и нежирные сорта рыбы. Углеводы
также обеспечивают организм энергией. Они содержатся в хлебобулочных изделиях,
крупах, макаронах, картофеле, овощах и фруктах. Фрукты и овощи богаты не только
углеводами, витаминами и минералами, но и пищевыми волокнами, способствующими
нормализации процессов пищеварения. Для обогащения рациона витаминами и
минералами необходимо использовать натуральные ягодные, фруктовые и овощные соки.
Предпочтительный вид кулинарной обработки — варка в воде и на пару, т.к. в этом
случае в пище сохраняется больше полезных веществ и она лучше усваивается.
Рекомендуются постные блюда, следует избегать слишком жирной, острой, жареной
пищи. Большое значение имеет и организация режима питания. По возможности оно
должно быть дробным, 5–6 раз в сутки, небольшими порциями. Т.к. у пациента может
быть нарушен аппетит, рекомендуется предложить ему самому продумать меню.
Приготовленные блюда должны выглядеть аппетитно. Обстановку во время приема пищи
создайте благоприятную, спокойную. При наличии воспалительных процессов и язв во
рту из питания необходимо исключить острую, кислую, соленую и твердую пищу. Она
должна быть жидкой и полужидкой, не горячей. В случае жалоб пациента на сухость во
рту следует обеспечить его питьевой водой, помочь прополоскать рот, контролировать
постоянный уход за ротовой полостью. Вода постоянно должна находиться у постели
пациента. Если больной жалуется на тошноту, за 30 минут до приема пищи по совету
врача следует давать противорвотные средства. По окончании кормления необходимо
обеспечить самую тщательную гигиену полости рта. Чрезвычайно важно помнить, что
пациенты нуждаются в достаточном питье (вода, чай, морсы, компоты, соки) для
выведения токсинов из организма с мочой и восполнения потерь жидкости при усиленном
потоотделении, рвоте, поносе, учащенном дыхании. Режим питания больного, его
потребность в питательных веществах и жидкости необходимо согласовывать с врачом.
Также следует с врачом определить потребность пациента в приеме поливитаминных
препаратов и минералов. Понос (диарея) является основной причиной потери жидкости и
снижения веса больного. К диарее у ВИЧ-инфицированных пациентов приводят
инфекционные и неинфекционные поражения желудочно-кишечного тракта. Чтобы
восполнить потерю жидкости в организме, нужно обеспечить ее прием в достаточном
количестве (специальные солевые растворы, вода, морс, компот и др.). Кормить больного,
страдающего поносом, рекомендуется каждые 2 часа небольшим количеством пищи.
Желательно отдавать предпочтение таким продуктам, как белый рис, белый хлеб, бананы
и др.
Уход при появлении лихорадки
Лихорадка — частое клиническое проявление ВИЧ-инфекции и ее осложнений. Ухаживая
за лихорадящим больным, следует: — посоветоваться с врачом и в соответствии с его
рекомендациями организовать прием пациентом жаропонижающих средств;
— в случае усиленного потоотделения регулярно менять влажное нательное и постельное
белье;
— чаще поить пациента;
— пища должна быть жидкой или полужидкой;
— измерять температуру каждые 4 часа, записывать ее показатели; если она не снижается,
обязательно консультироваться с медицинскими работниками;
— при головной боли накладывать на лоб холодный компресс;
— при образовании трещин на губах смазывать их средствами для защиты кожи
(вазелиновым или облепиховым маслом, детским кремом, другими);
— при высокой температуре судно подавать пациенту в постель.
Поражение органов дыхания является частым осложнением ВИЧ-инфекции. Одышка —
изменение характера дыхания больного, в первую очередь частоты дыхательных
движений.
Уход при одышке
В норме частота дыхательных движений колеблется от 14 до 20 в минуту. Уход за
больным, страдающим одышкой, заключается в облегчении дискомфорта, вызванного
объективной и субъективной нехваткой воздуха:
— открыть форточки, обеспечить доступ кислорода, но так, чтобы не простудить
пациента;
— поднять изголовье кровати, обеспечить пациенту полусидячее положение, используя
подушки;
— обучить пациента специальной методике дыхания со сложенными в трубочку губами,
что позволяет снизить частоту дыхания. Губы должны быть сложены так, как если бы он
хотел посвистеть; больной выдыхает медленно, издавая при этом свистящий звук; не
раздувает щеки и чувствует, как опускается живот.
— психологически поддержать пациента;
— проконсультироваться с врачом.
Уход за кожей
Для профилактики повреждения кожных покровов следует обеспечить регулярный
гигиенический уход за кожей. Она должна быть сухой и чистой. В зависимости от
состояния больного используют гигиеническую ванну, душ, или обтирание. Тяжелым
больным рекомендуется каждые 2 часа менять положение тела в постели. Постельное
белье должно быть чистым и сухим, без складок и крошек. Показан легкий массаж
(поглаживание) и обработка участков кожных покровов над костными (лопатки, кости
таза, локти, пятки) выступами с целью улучшения кровообращения.
Режим лечения (приема препаратов)
Важным аспектом ухода за больным ВИЧ-инфекцией является поддержка и помощь в
обеспечении режима лечения. Необходимо контролировать прием пациентом
лекарственных препаратов, обеспечить соблюдение не только режима приема лекарств, но
и других требований. Например, прием препарата до или после еды, необходимость в
определенном количестве воды для запивания таблеток, сочетания различных лекарств и
пр. Ухаживающим за больным следует самим ознакомиться с инструкцией по
применению препарата. Важно знать, какие побочные реакции могут дать лекарства,
которые принимает пациент. Это поможет раньше оценить развитие побочных реакций,
уменьшить их последствия и успокоить больного. Прием больным новых лекарств
непременно следует согласовывать с врачом, поскольку некоторые препараты могут
вступать в опасное взаимодействие с противовирусными средствами. Важно правильно
принимать лекарства и не пропускать их прием, т.к. в противном случае вирус получит
шанс продолжать размножение в организме. Кроме того, у него может возникнуть
устойчивость к данному препарату, и тогда в будущем возможность выбора лекарств
будет ограничена.
Меры инфекционной безопасности при уходе за ВИЧ-инфицированными больными
. Безопасность персонала
В быту ВИЧ-инфицированный пациент не представляет опасности для окружающих.
Ухаживая за больным, можно без опасений прикасаться к нему, переодевать, кормить,
умывать, обнимать, пользоваться общими ручками, книгами и другими предметами,
которые не контактируют с биологическими жидкостями организма. Такой контакт
абсолютно безопасен. Но как при любом инфекционном заболевании, при несоблюдении
определенных мероприятий ВИЧ-инфекция представляет опасность для тех, кто
ухаживает за больным. Угрозу с точки зрения заражения представляют биологические
жидкости больного: прежде всего кровь, сперма, вагинальные выделения и в меньшей
степени другие (слюна, моча, кал, рвотные массы). связи с этим основные меры
безопасности при помощи ВИЧ-инфицированному больному сводятся к предотвращению
контакта с его биологическими жидкостями, органами и тканями. К ним относятся
: — использование средств индивидуальной барьерной защиты: перчатки, очки, маска,
спецодежда;
— правильное обращение с острыми предметами и медицинскими инструментами с
целью предотвращения травм режущими и колющими предметами;
— наличие аптечки на каждом рабочем месте;
— обработка кожи или слизистых оболочек при ранении или загрязнении их
биоматериалом. При наличии на руках ссадин или порезов необходимо заклеить их
лейкопластырем, затем в обязательном порядке надеть перчатки. Следует чрезвычайно
осторожно обращаться с колющими и режущими предметами и инструментами,
используемыми пациентом и в уходе за ним (ножницы, лезвия, бритва, иглы и др.). Они
должны быть индивидуальны и храниться в непрокалываемом контейнере. При попадании
крови, мочи, слюны пациента на неповрежденную кожу обслуживающего персонала
вероятность заражения практически отсутствует. Вместе с тем необходимо провести
обработку загрязненного участка кожи. Если при уходе за пациентом произошла
травматизация кожи — укол иглой, ножницами или порез (например, при стрижке ногтей,
помощи при бритье, уборке постели) необходимо немедленно выдавить несколько капель
крови из раны, тщательно вымыть руки с мылом, просушить их салфетками, рану
обработать 5%-м спиртовым раствором йода или 70%-м спиртом, наклеить
лейкопластырь. Следует обязательно проконсультироваться с лечащим врачом пациента.
Ухаживая за больным в стационаре, необходимо сообщить о травме старшей сестре
отделения, которая зафиксирует ее в соответствующем журнале и разъяснит необходимые
действия в дальнейшем. Рекомендуется обратиться в Центр по профилактике и борьбе со
СПИДом для обследования и решения вопроса о проведении профилактического лечения.
Ухаживающим за больными настоятельно рекомендуется вакцинация против гепатита В.
Необходимо помнить, что при вероятности соприкосновения с любыми биологическими
жидкостями больного (на теле, нательном и постельном белье, предметах обихода,
медицинском инструментарии и пр.) необходимо обязательно надевать перчатки!
Безопасность больного
ВИЧ-инфекция характеризуется поражением иммунной системы. Со временем это
приводит к развитию инфекционных заболеваний, в том числе вызванных
микроорганизмами, в обычных условиях не представляющих опасность для здоровых
людей. Кроме того, у таких пациентов инфекционные болезни протекают тяжелее.
Учитывая уязвимость больных, особенно на поздних стадиях заболевания, в отношении
возбудителей бактериальных, вирусных, грибковых и протозойных инфекций необходимо
соблюдать определенные правила оказания помощи. Уход за пациентом, тем более
больным инфекционным заболеванием, требует неукоснительного соблюдения правил
санитарно-эпидемиологического режима. Оказывая помощь пациенту в стационаре,
необходимо получить инструктаж персонала отделения по соблюдению правил личной
гигиены, обеспечению спецодеждой и бельем, дезинфекции и обработке медицинского
инструментария и предметов обихода больного, уборке помещений и санитарному
состоянию палат, соблюдению правил внутреннего распорядка. Ухаживая за больным на
дому, следует проконсультироваться с врачом и медицинской сестрой кабинета
инфекционных заболеваний (КИЗ) поликлиники или Центра по профилактике и борьбе со
СПИДа по соблюдению правил санитарно-эпидемиологического режима в домашних
условиях. К ухаживанию за больным необходимо привлекать здоровых людей, не
имеющих ни острых (например, ОРЗ, кишечная инфекция), ни обострения хронических
инфекционных заболеваний (герпетическая инфекция, в том числе опоясывающий лишай,
гнойничковые и грибковые поражения кожи и слизистых оболочек, заболевания легких и
др.). С целью снижения риска заражения больного возбудителями инфекционных
заболеваний следует:
— ежедневно проводить влажную уборку помещения (при необходимости — несколько
раз в день);
— соблюдать личную гигиену;
— мыть руки перед каждой процедурой ухода;
— прикрывать рот при кашле и чихании;
— при появлении недомогания, кашля, чихания и других проявлений инфекционной
патологии отказаться от посещения и оказания помощи (в случае невозможности это
осуществить — использовать маску, меняя ее каждые 3 часа);
— ограничить посещение больного лицами с явлениями ОРЗ или других инфекционных
заболеваний;
— не ограничивая общение больного со здоровыми животными, исключить контакт с их
испражнениями и подстилками
; — следить за соблюдением больным правил личной гигиены и общегигиенических
требований.
В заключение о тех, кто выбрал для себя служение безнадежно больным.
Уже говорилось, что одним образом дело может представляться тем, кто смотрит на него
со стороны, а совсем иначе это воспринимается «изнутри», теми, кто сам в нем участвует.
Со стороны уход за безнадежно больными, часть из которых родными забыты и
оставлены, оценивается как самоотверженный подвиг и великое служение. Когда
попадаешь «внутрь» ситуации, оценка меняется. При постоянном общении с людьми
страдающими, находящимися на границе жизни, бросающими на пройденный жизненный
путь прощальный взгляд, сдающими свой последний экзамен и готовящимися к главной
встрече, с какого-то момента начинаешь понимать, что более всех ты сам
облагодетельствован, допущен в святилище. Сострадая этим людям, сближаясь с ними
сердцем, в конце концов получаешь возможность взглянуть на мир их глазами.
Возможность посмотреть на мир глазами уходящих стоит очень дорого. Те, кто выбрал
для себя служение умирающим, нашли в своей жизни главную жемчужину.
Комментарии (0)