Альберт Швейцер

Альберт Швейцер родился в Кэйзерсберге (Верхний Эльзас, в те годы территория Германии; ныне — Франции), в семье бедного протестантского пастора Луи Швейцера и его жены Адели, урождённой Шиллингер, также дочери пастора. В 1884-1885 гг. Поскольку французская провинция Эльзас была аннексирована Германией в результате франко-прусской войны 1871 г., Швейцер получил германское гражданство. Родители его были французы, и Швейцер научился бегло говорить на обоих языках. Альберт учился в училище вМюнстере, затем в гимназии вМюльхаузене (1885-1893).

Под руководством отца маленький Альберт в пятилетнем возрасте начал играть на рояле, спустя четыре года он уже мог иногда подменять органиста деревенской церкви.

Посещая среднюю школу в Мюнстере, а затем в Мюльхаузене, Швейцер одновременно учился игре на органе у Евгения Мюнха.

В октябре 1893 года Швейцер поступает в Страсбургский университет, где изучает одновременно теологию, философию и теорию музыки.

В 1894-1895 годах — Альберт Швейцер проходил службу в германской армии, при этом продолжая посещать лекции по философии. Осенью1989 — весной 1899 гг. Первый экзамен по теологии он сдал в 1898 г., тогда же ему была назначена стипендия, давшая Швейцеру возможность изучать философию в Парижском университете (Сорбонна) и брать уроки игры на органе у М. Видора

Швейцер живёт в Париже, слушает лекции в Сорбонне, пишет диссертацию о И.Канте, берет уроки органа и фортепиано, летом 1899 года продолжает свои учёные занятия в Берлине и к концу года защищает в Страсбурге диссертацию на тему «Философия религии Канта» и получает степень доктора философии, а два года спустя, в 1900 г., он получил степень доктора теологии, защитив диссертацию о значении Тайной вечери. В 1902 г. Швейцер был назначен профессором теологического колледжа св. Фомы, а через год стал его директором. Помимо чтения лекций, Швейцер играл на органе и занимался научной работой.

В 1901 году выходят первые книги Швейцера по богословию — «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» и «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса». С весны 1902 г. Швейцер начинает преподавательскую деятельность на богословском факультете Страсбургского университета. В 1903 году на одной из своих проповедей знакомится со своей будущей женой Еленой Бреслау.

Несмотря на достижения в области философии, теологии, музыковедения, Швейцер чувствовал себя обязанным выполнить клятву, данную самому себе в возрасте 21 года. Считая себя в долгу перед миром, А.Швейцер тогда решил заниматься искусством и наукой до 30 лет, а затем посвятить себя «непосредственному служению человечеству». Статья о нехватке врачей в Африке, прочитанная им в журнале Парижского миссионерского общества, подсказала Швейцеру, что надо делать для выполнения задуманного. «Отныне мне предстояло не говорить о евангелии любви, — объяснял он позже, — но претворить его в жизнь». В 1905 году Альберт Швейцер принимает решение посвятить остаток жизни медицине и становится студентом медицинского факультета того же Страсбургского университета, одновременно продолжая свои научные труды: в 1906 году выходит его теологическое исследование о поисках «исторического Иисуса» под названием «От Реймаруса до Вреде» и эссе о немецком и французском органостроении, он впервые едет на гастроли в Испанию.

Одним из самых известных музыковедческих произведений Альберта Швейцера является книга «И.С. Бах», которая до сих пор является непревзойденным авторитетом в изучении творчества этого великого композитора. В 1908 году выходит его расширенный и переработанный немецкий вариант книги «И.С.Бах». Швейцер оказал большое влияние на современный стиль исполнения музыки И.С. Баха, способствовал возрождению интереса к его творчеству. Швейцер рассматривал Баха как религиозного мистика, чья музыка соединяла текст с «истинными поэмами природы». Его книга опровергла «педантический взгляд на музыку Баха, якобы интеллектуальную и суровую», писала известная пианистка Розалин Турек, «но отклонила и романтическую сентиментальность, с которой Баха привыкли исполнять». Швейцер являлся крупнейшим экспертом по конструкции органов. Его книга на эту тему, вышедшая в 1906 г., спасла множество органов от неоправданной модернизации. В начале 20 века Альберт Швейцер завоевал известность как концертирующий органист.

Кроме того, Швейцер принимал активное участие в работе органной секции венского конгресса Международного музыкального общества. В 1911 году он сдает экзамены на медицинском факультете, а также выпускает в свет книгу о мистицизме апостола Павла. В 1912 году состоялась свадьба Альберта Швейцера и Елены Берслау В 1913 году Швейцер заканчивает работу над диссертацией на тему «Психиатрическая оценка личности Иисуса» и получает степень доктора медицины.

26 марта 1913 года Альберт Швейцер вместе с женой, окончившей к тому времени курсы медицинских сестер, отправляется в Африку. По поручению Парижского миссионерского общества они должны были основать больницу при миссии в Ламбарене (Французская Экваториальная Африка, ныне Габон). Потребность в его услугах была огромной. Не получая медицинской помощи, туземцы страдали от малярии, желтой лихорадки, сонной болезни, дизентерии, проказы. В небольшом селении Ламбарене на собственные скромные средства он основывает больницу. В первые же девять месяцев Швейцер принял 2 тысячи больных.

В годы Первой мировой войны его вместе с женой как немецких подданных отправляют во французские лагеря. В 1918  они были освобождены по обмену на французских военнопленных. 14 января 1919 года в день своего рождения 44-летний Швейцер становится отцом — Елена родила ему дочь Рену.

После освобождения из плена А.Швейцер семь лет провел в Европе. Истощенный, больной, измученный необходимостью выплачивать долги по Ламбарене, он работал в муниципальной больнице в Страсбурге, кроме того, он возобновил органные концерты. С помощью архиепископа Натана Сёдерблюма Швейцер в 1920 г. давал концерты и читал лекции в Упсальском университете и других местах. Так 1920—1924 годах он читает лекции в Швеции и других европейских странах, становится почетным доктором Цюрихского университета. Гастроли и лекции, наконец, позволили доктору Швейцеру рассчитаться с военными долгами и собрать некоторые средства на восстановление больницы в Ламбарене.

В эти годы Швейцер  развил систему этических принципов, которую назвал «Почтение к жизни» («Ehrfurcht vor dem Leben»). Свои взгляды он изложил в книгах «Философия культуры I: Упадок и возрождение цивилизации» («Kulturphilosophie I: Verfall und Wiederaufbau der Kultur») и «Философия культуры II: Культура и этика» («Kulturphilosophie II: Kultur und Ethik»), опубликованных в 1923 г.

«Определение этики представляется мне таким, — объяснял Альберт Швейцер — То, что поддерживает и продолжает жизнь, — хорошо; то, что повреждает и нарушает жизнь, — плохо. Глубокая и всеобщая этика имеет значение религии. Она и есть религия». Почтение к жизни, продолжал Швейцер, «требует от каждого жертвовать частицей своей жизни ради других».

В феврале 1924 года Швейцер вернулся в Африку, принявшись за строительство разрушенной больницы. Вернувшись в Ламбарене, Швейцер нашел больницу в руинах. Из Европы вместе с ним прибыло несколько врачей и медсестер, работавших безвозмездно. В дальнейшем его новая больница постепенно превратилась в комплекс из 70 зданий, в ее штат входили врачи и медсестры из числа добровольцев. Комплекс строился как типичное африканское селение, электричество было проведено только в операционные. Вокруг свободно бродили животные, и членам семьи разрешалось ухаживать за больными во время выздоровления. Целью Швейцера было вызвать доверие туземцев, оказывая им помощь в знакомых для них условиях. К началу 60-х гг. в больнице Швейцера размещалось 500 человек. К 1927 году новая больница была построена, а в июле Швейцер вернулся в Европу, вновь занявшись концертной деятельностью и чтением лекций.

В 1928 году Альберту Швейцеру была присуждена Франкфуртская премия Гете, на средства от которой был построен дом в Гюнсбахе, ставший местом отдыха персонала больницы Ламбарене. В 1933—1939 годах он работает в Африке и периодически посещает Европу для чтения лекций, органных концертов, издательства своих книг. В это время несколько европейских университетов присуждают ему почетные докторские степени. После начала Второй мировой войны Швейцер остался в Ламбарене и только в 1948 смог вернуться в Европу. В 1949 по приглашению Чикагского университета он посетил США. В 1953 году Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года.  В 1953 г. Швейцер находился в Ламбарене, когда пришла весть о присуждении этой награды.. Представитель Норвежского нобелевского комитета Гуннар Ян отметил: «Швейцер показал, что жизнь человека и его мечта могут слиться воедино. Его работа вдохнула жизнь в понятие о братстве, его слова достигли сознания бесчисленных людей и оставили там благотворный след». Швейцер не мог оставить своих обязанностей в Африке, чтобы присутствовать на церемонии награждения, поэтому премию принял французский посол в Норвегии. На полученные средства он построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных.

В конце 1954 г. Швейцер отправился в Осло, где 4 ноября выступил с Нобелевской лекцией «Проблемы мира». В ней он выразил убежденность, что человечество должно отказаться от войн по этическим причинам, т. к. «война делает нас виновными в преступлении бесчеловечности». По его мнению, лишь тогда, «когда идеал мира укоренится в людском сознании, можно будет ожидать эффективной работы учреждений, призванных оберегать мир» В 1956 году Швейцер стал членом-корреспондентом Британской академии. В 1957 г. Швейцер выступил с «Декларацией совести», переданной по радио из Осло. В ней он призвал всех простых людей мира объединиться и потребовать от своих правительств запрещения испытаний ядерного оружия. Вскоре после этого 2 тыс. американских ученых подписали петицию о прекращении атомных испытаний, Бертран Рассел и Кэнон Коллинз в Англии развернули кампанию за ядерное разоружение. В 1958 г. начались переговоры о контроле над вооружениями, которые пять лет спустя завершились формальным договором сверхдержав о запрете на испытания.

В мае 1957 года умирает Елена Бреслау — жена и соратница Альберта Швейцера.

Оценки работы Швейцера были неоднородными. Некоторые считали его медицинскую практику в джунглях расточительством таланта, другие обвиняли его в бегстве от жизни. Джеральд Макнайт в книге «Вердикт Швейцеру» назвал Ламбарене местом, где Швейцер мог осуществлять абсолютную власть. Многие журналисты считали патерналистское отношение Швейцера к пациентам реминисценцией времен миссионерства. Критики отмечали и его непонимание националистических устремлений Африки, жесткое, авторитарное обращение с помощниками; кое-кто из посетителей говорил о низком уровне санитарии в больнице Швейцера. Несмотря на это, многие (особенно в Америке) видели в Альберте Швейцере «святого XX века». Благодаря публичным выступлениям и фотографиям в прессе его узнавали во всем мире. Один из посетителей Ламбарене особо отметил его руки «с огромными чуткими пальцами, которые одинаково ловко зашивали рану, чинили крышу, играли Баха на органе, записывали слова о значении Гёте для цивилизации в период упадка».

После того как Швейцер в 1959 навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира. До самых последних своих дней он продолжает принимать пациентов, строить больницу и выступать с воззваниями против ядерных испытаний. Умер Альберт Швейцер 4 сентября 1965 года в Ламбарене и похоронен под окнами своего кабинета рядом с могилой жены. После его смерти руководство больницей перешло к дочери Швейцера . Больница, основанная доктором Швейцером, существует до сих пор, и по-прежнему принимает и исцеляет всех нуждающихся в помощи. В 1969  сооружены памятники А.Швейцеру в Веймаре и Гюнсбахе, открыт мемориальный музей в Кайзерсберге.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.