Портрет православного врача

01 июля 2020

Православный доктор
Собственно, термин «православный врач» — понятие XXI века. Формально оно отражает вероисповедание человека, имеющего высшее медицинское образование и занимающегося лечением людей. Казалось бы, какова связь между религией и профессией, и для чего это отдельно подчёркивать? Все мы свободны выбирать идеалы, ценности, веру или ее отсутствие в своей жизни, но это не должно вносить значимого вклада в профессиональную деятельность. Повар, слесарь, инженер, лётчик, экономист — выполняйте свою работу в соответствии с должностной инструкцией, а вера — ваше исключительно личное дело. А что же медики?! В чем разница? К сожалению, медицина XXI века со всеми ее прогрессивным достижениями и невероятными успехами превратилась в сферу услуг, а врач, следовательно, в лицо, предоставляющее их согласно стандарту, а порой и прейскуранту. Но ни в том, ни в другом нет понятий сострадания, милосердия, участия, совести, наконец. А ведь без этого врачебное искусство становится ремеслом.

Кто же это «православный доктор»?
Собственно, термин православный врач не вполне точный. Кто считает себя православным? Всякий, кого крестили а детстве, носящий крестик, захаживающий пару раз в год в храм поставить свечи о благополучии и здоровье родных, ну и уж, конечно, истово «религиозные люди», всем видом показывающие свою принадлежность к Церкви, непрерывно демонстрирующие окружающим свой «высокий духовный уровень» и порой агрессивно предлагающие личные нравственные идеалы окружающим. Так пестро в целом выглядит православие в современной России. Среди медиков, разумеется, тоже есть все варианты, но кто же из них те самые «православные врачи»?!
Если спросить обывателя, как он видит православного врача, неверующие живо представят мрачноватые тёмные юбки в пол или длинные бороды, а люди «религиозные», напротив, этакого «особенного» доктора, который не химией всякой калечит, а лечит по-правильному «по-христиански» — травками да молитвой. Первый вариант отражает предпочитающих внешнюю атрибутику, а вторая — скорее, не врачи, а знахари. В жизни хватает и тех, и других, но к нашей теме эти люди отношения так же не имеют.
Православный доктор — это вовсе не атрибутика, колоритный внешний вид или лечение особыми «правильными методами» — это врач, который помимо должностной инструкции берет на себя бескорыстную обязанность сердечного соучастия в судьбе больного по мере своих сил. Это не форма, а дух православия. В общем, не только православия, а по сути всего христианства. Можно назвать такого человека и «христианским врачом», в надежде, что диспуты об экуменизме обойдут медицинскую часть стороной. А ведь есть еще люди, несущие в сердце деятельное добро и даже жертвенность, но при этом далёкие от религии. Однако, не будучи религиозными, они несут миру и ближнему любовь и сострадание, исповедуют свою веру в добро, любовь и справедливость, а значит, в дух христианства.

Почему термин появился сейчас?
С древних времён профессия врача включала базовые категории морали: добро, милосердие, сострадание. Эти качества были не неотъемлемой частью искусства врачевания. Современный же мир утрачивает или искажает нравственные понятия. Добро считают слабостью, милосердие не престижно, а сострадание невыгодно. Трансформируется общество — трансформируется и врачебное сообщество, невольно принимая новую нравственную парадигму. До нынешнего времени абсурдным звучало бы выражение «добрый врач» или «милосердный доктор». Это было бы тавтологией. А сейчас это важно. Врач стал ремесленником, нередко выполняющим свою работу качественно, но формально и безучастно. Это профессионал, выполняющий свою работу в рамках должностной инструкции, где категории морали отсутствуют. Но, к счастью, далеко не все доктора таковы, а потому в современном понятии «врач» теперь есть что подчеркнуть нравственным эпитетом.

Медицина нравственна априори
Так было издревле. Все мы помним клятву Гиппократа, «Primum non nocere» и прочие медицинские моральные аксиомы. Но в современном врачевании нравственность перестала быть облигатным свойством профессии. Более того, нередко нравственные принципы входят в конфликт с профессиональными обязанностями. Аборты, эвтаназия, суррогатное материнство — очевидные, но далеко не единственные тому примеры. Никто не задумывается, как часто врачу на рабочем месте приходится делать нравственный выбор: начать ли реанимировать «неперспективного» больного, констатировать «неоперабельность» или рискнуть, дав кому-то шанс на жизнь, облегчить умирание в условиях стационара или соблюсти койко-день, спасти мать, приговорив еще не увидевшего свет человечка, или рискнув, дать шанс и малышу… таких примеров тысячи. Каждый врач решает подобные нравственные задачи гораздо чаще, чем хотелось бы. Каждый принимает это решение сам, исходя из своих принципов, с опытом формируя не только психологические стереотипы, но и нравственные рефлексы.

Должен ли врач лечить бесплатно?
Еще Гиппократ ответил на этот вопрос.
«Не лечи бесплатно, ибо тот, кто лечится бесплатно, рано или поздно перестает ценить свое здоровье, а тот, кто лечит бесплатно, рано или поздно перестает ценить результаты своего труда»
И дело не в личной выгоде, а в психологическом эффекте лечения. Человек не ценит бесплатное. Это наша глубинная установка. Что может быть хорошего даром? К сожалению, это роняет авторитет врача и резко снижает эффективность терапии и приверженность к ней, а значит, в итоге наносит вред самому пациенту. Это психологический закон. Итак, плата должна быть, но важно, что должна быть посильной для пациента, не лимитирующей конкретному человеку доступность медицинской помощи. В нашем обществе финансово дифференцированный подход пока не возможен. А потому работать приходится в существующей системе по тем правилам, которые есть. Должен ли брать плату за работу православный врач? Почему-то считается, что нет. А должен ли он оплачивать жилье, питаться, содержать семью и воспитывать детей в достойных условиях?! Вопрос риторический. Конечно, православный врач должен получать достойную плату за свой труд, равно как и его коллеги. Просто финансовая заинтересованность не должна быть определяющей в действиях. Главное сохранять готовность помочь безвозмездно. Кто смог — заплатил, а неимущему – дай (Лк 3:11), дай своей помощью, своим участием, своими знаниями. Это и есть христианский дух.

Как узнать православного врача?
Послесловие.
Услышав словосочетание «Православный врач» у каждого рождается определенный образ, составленный из крупиц знаний и опыта, полученных из литературы, СМИ, от кого-то из коллег, наконец. Но мы представляем себе весьма конкретные, порой не самые привлекательные, черты этого самого «верующего доктора». Так как же узнать православного врача?
Давайте представим ЛПУ утром в будний день: труженики белых халатов спешат на рабочие места. Вот из неплохой иномарки выходит хорошо одетый мужчина средних лет, любезно поздоровавшись с охранником и коллегами, он проследовал в свой кабинет, оставив легкий шлейф хорошего парфюма… Не наш объект, вроде бы?! А вот мужчина высадил у входа милую ухоженную женщину, которая в неброском, но хорошо посаженном по фигуре платье двинулась по переходу в соседний корпус, нарушая больничный покой перестуком лаковых туфелек…На ее изящной шее блеснул золотой крестик…Православная! Хотя мало ли у нас людей носят крестики?! Ищем дальше… юбки и брюки, туфли и туфельки, прически и бороды, маникюр, украшения, парфюм… А ведь через полчаса утренней пересменки все они смешаются в бело-зеленых представителей «халатных» терапевтов и «костюмированных» хирургов… Как же определиться, кто из них православный? Похоже, внешность – не самый достоверный критерий, тем более, в больнице…
Что ж, поищем дальше… В коридоре не протолкнуться – нерушимая вечная очередь на прием… В толпе хрупкая старушка, не осилившая попадания в электронную очередь ввиду отсутствия интернета в ее далекой деревне — она приехала по старинке, без записи… Выработанная годами металлическая фраза «Номерков на сегодня нет» оборвала ее последнюю надежду. «Еще одна глупая бабка» прокомментировал тот же женский голос, исчезая в недрах кабинета. Не эта ли женщина так мило улыбалась коллегам с утра, не на ее ли симпатичной машине наклеена красивая георгиевская лента с традиционной майской надпись?!… «А я сегодня как раз дежурю, обратитесь вечером в приемный покой, что смогу сделаю…только…не афишируйте, что от меня…знаете, не все поймут». Все тот же белый халат, похожий женский голос, только нотки не металлические, а какие-то мягкие, ровные. Жаль только разглядеть лица не удалось. Что ж и мы придем попозже…
Ой, реанимация в приемном. Тут уж не до старушки. Дело ясное — скорая привезла чуть живого с подозрением «на все». Тут даже пересказывать неловко, опытные знают, что кроется за фразами «привезли очередного», «ну к нам-то зачем», «статистику только портят», «досидел дома, а нам теперь», «лучше бы и не вызывал вовсе», «нашего тут нет, зачисляйте за собой», «заканчивайте уже, и так ясно», «уборки теперь на полсмены»…И не думается как-то, что дома остались… не известно, кто там остался у него: дети, внуки, может быть, верный пес, — что не вызывал он скорую сразу потому что боялся, что таблетки пил с перерывами, следуя совету доктора, выступающего каждый день по ** каналу центрального телевидения, что вообще-то через неделю он картошку хотел сажать или внучку замуж выдать или еще там что – жить, в общем, хотел. А умер вот так внезапно, можно сказать «некстати» для себя и для всех окружающих, и самое ужасное, что для тех самых окружающих в белых халатах, которые должны бы ему помочь, уж если не выжить (понятно, что не всегда это возможно), то хотя бы достойно умереть…Его увядающее сознание успело только узнать от тех, на кого он возлагал последнюю надежду, что сам он во всем виноват, что не смог даже умереть «как следует», напоследок испортив и без того уставшей смене остаток дежурства… Пересказывать дальнейшую картину совсем не хочется.
Лучше подождать в коридоре…И как раз вовремя – вот и тот Добрый голос: «Слушай, я отойду на полчасика.. в гематологию схожу ребеночка проведаю…да Мишенька с лейкозом — на прошлой смене вызывали с кровотечением…умирает…он ведь у меня Лего попросил – я обещала, что принесу, если зонд поставим…так отнесу быстренько, пока не спит…» Женская фигурка в белом халатике быстро исчезла в полумраке больничного коридора… ни лица, ни прически разглядеть не удалось, но мне кажется, теперь мы знаем, как выглядит Православный доктор, ведь «По плодам их узнаете их» ( Мф 7:16).

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.