Врачебные грехи и способы их преодоления

Врачебные грехи можно распределить по нескольким группам

1. Грехи невежества

— когда из-за недостаточности компетентности или необученности мы приносим больным страдания, которых не было бы, если бы уровень профессионального мастерства был более высок.

Преодоление грехов этой группы — в постоянной работе над собой, над своим профессиональным уровнем, своей ленью и нерадением к специальности. Врач обязан учиться всю свою жизнь. Все меняется: препараты, оборудование, ситуации. Врач — это не станок, не механизм. Это человек, практически проживающий свою жизнь вместе с больными, учитывающий, анализирующий все факторы происходящие вокруг него и адаптирующий их к ситуации.

2. Грехи немощи

— когда по суталости, или плохому настроению, или рассеянности, или невнимательности, или болезненности телесного естества нашего мы пропускаем или не замечаем симптомов болезни и ставим диагноз неправильно или поздно. Грех немощи часто связан  гордостью. Мы не хотим себе сознаваться, что эта ошибка в диагностике или проводимом вмешательстве связана с тем, что мы сегодня не в форме.  А надо сказать: Да, я сегодня плохо оперировал, да я сделал пациенту больно и неудачно пропунктировал или пальпировал больного, прости меня, Господи». Мы часто забываем, что все это является предметом покаяния.

Хирург В.А.Суходольский вспоминает: «Валентин Фнликсович болел душой за каждую свою неудачу…. Когда, войдя в палату, он замечалд, что нет больного, которого он оперировал два дня назад, он, ни о чем не спрашивая, поднимался на второй этаж и запирался в своей комнате» для молитвы.

Преодолевается эта группа грехов смиренным обращением к Богу. Образец такого обращения в состоянии немощи и усталости оставил нам св.прав. Иоанн Кронштадтский: «Господи, имя Тебе — Сила! Укрепи меня изнемогающего и падающего!» Сам помоги мне не ошибаться в диагностике и лечении.

3. Грехи сребролюбия

— когда мы ощутили в себе движение сердца, в котором преобладало желание поиметь с больного человека личную финансовую или человеческую выгоду, а не послужить болящему Христу. Мы должны принимать каждого пациента как посланника Божия, как Божие благословение и спрашивать в сердце: «Господи, чем я могу помочь этому человеку, чего Ты ждешь от меня по отношению к нему?». всегда ли мы так делаем? всегда ли молимся за наших пациентов? Ведь как врачи мы призваны к этому Богом. Всегда ли мы говорим: «господи, помилуй моего больного, которого Ты вручил мне»? «Помилуй всех, которых лечу и лечил».

«Владыка лука лечил больных ради Бога, также во Славу Божию он часто помогал бедствующим и утешал несчастных. Его частные приемы, консультации были бесплатными. научную же свою деятельность, публикации книг и статей, получение Государственной премии Владыка лука рассматривал как средство поднять авторитет Церкви. Несомненно, что в те страшные времена открытая проповедь о Христе знаменитого ученого, прославленного хирурга не могла не заставить задуматься многих и многих людей».

Преодолевается грех сребролюбия врача всецелым преданием себя в руки Божии, упованием на благой промысел: «Господь дает столько, сколько нужно, когда нужно и через кого нужно. Он не оставит меня без хлеба. Я буду лечить во Имя Твое, Ты же Сам позаботься обо мне». Сребролюбивый врач никогда не преуспевает духовно, потому что препятствует Божией милости. Материально он будет очень богат, а духовно — нищ. Как говорит старец паисия Святогорец, «для того, чтобы преуспеть, требуется многое доверие к Богу».

4. Грехи самоуверенности

— когда наше рациональное знание и уверенность: «я все смогу сделать», — заслоняет Христа. Врачебная неуверенность — дело плохое, но и самоуверенность — скверное. «Все   могу о укрепляющем меня Иисусе Христе», — вот правильное внутреннее устроение православного доктора. А всегда ли мы благодарим Господа за то, что Он дал возможность послужить Ему, за то, что пощадил больных и помог нам в лечении?

Грех врачебной самоуверенности верующий врач может преодолеть благотворным самоуничижением: «Без тебя Господи, не могу творити ничесоже».

5. Нарушение общеизвестных правил этики и деонтологии

Это уже сама Христианская жизнь и христианский подвиг — соблюдать заповеди Божии там, где их никто не хочет соблюдать. Поэтому соблюдение найденных принципов медицинской этики синергично стремлению врача к христианской жизни в миру.*

 

*Прот. Сергий Филимонов «Духовный облик православного врача и лечение болезней в свете учения Святителя Луки Крымского о духе, душе и теле» /Приложение к журналу «Церковь и медицина». Санкт-Петербург, 2008. 22 с./

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.